Мусульман Крыма хотят оградить от сект и проповедников с Украины

В Крыму активизировались представители хабашитов из Таврического муфтията

В Крыму активизировались представители хабашитов из Таврического муфтията

Теги:

3
01 Июля 2015г. (15 Ramadan)
Хорошо знакомому с ситуацией в мусульманской общине Крыма, мне сложно согласиться со статьей Романа Силантьева в «НГР» от 17.06.15, выставляющего Духовное управление мусульман Крыма (ДУМК) чуть ли не прибежищем для радикалов и идеализирующего в качестве борцов с ними, представляющими традиционный для полуострова ислам, Таврический муфтият. И основания для этого следующие.

Побывав осенью 2014 года в Крыму, я обнаружил интересный момент в организации местной богослужебной жизни. Имам-хатыбы при мечетях ДУМК в различных городах показывали мне типовые заявления, которые необходимо было написать на имя муфтия Эмирали Аблаева, с текстом такого содержания: «Призывая в свидетели Аллаха и всех членов общины, в которой Духовное управление мусульман Крыма меня назначило имамом, ответственно заявляю, что я не являюсь сторонником или членом секты хабашизма и его последователей (основатель идеологии Абдуллах аль-Харарий), «Хизб ут-Тахрир» и его последователей (основатель идеологии Такиуддин Набхани), ваххабизма, салафизма и их последователей (основатель идеологии Мухаммед ибн Абдуль-Ваххаб), джихадизма, такфиризма и их последователей и других подобных им маргинальных религиозных сект, течений и партий, не традиционных для мусульманской уммы Крыма». Далее духовное лицо обещает муфтию «ни в каком виде не участвовать в мероприятиях и собраниях вышеуказанных религиозных сект, течений и партий… в вопросах осуществления религиозной практики придерживаться исключительно матуридитской богословской школы и ханафитской правовой школы, а также соблюдать традиционную религиозную практику, сложившуюся в среде мусульман Крыма», и «в случае отклонения в своих действиях и проповедях от данных обязательств обязуется добровольно оставить должность имама». Подобная практика профилактики экстремизма, насколько мне известно, является весьма новаторским начинанием, причем, безусловно, эффективным, так как своим заявлением имам-хатыб дает основания для его снятия с должности в случае, если он окажется связан с радикальными движениями.

Это, я думаю, закономерно. После воссоединения Крыма с Россией государство выступает партнером мусульманской общины полуострова, что открывает для последней, состоящей из представителей крымско-татарского народа, огромные возможности. Госсоветом Крыма был в кратчайшие сроки принят закон о реабилитации крымско-татарского народа, из федерального и республиканского бюджетов и из других субъектов Федерации начали выделяться крупные средства на ремонт мечетей и осуществление уставной деятельности исламских организаций. Одним из ярких примеров сотрудничества светской власти и муфтията является организация начиная с лета 2014 года массовых ифтаров (вечерних трапез) для верующих в месяц Рамадан от имени главы Республики Крым Сергея Аксенова. Разумеется, государство со своей стороны хочет рассчитывать на абсолютную прозрачность исламских организаций и исключение какой-либо возможности проникновения в их ряды экстремистов, и муфтият идет им навстречу.

Стоит отдельно коснуться упомянутого выше движения хабашитов, так как их деятельность за рубежом ранее уже оказывалась инструментом разжигания религиозно-политических конфликтов. Ее основатель, эфиопский проповедник Абдуллах аль-Харарий, в 1950-е годы переехал в Сирию, однако его учение, основанное на крайностях мистицизма, обвинении в неверии своих оппонентов и крайней жесткой вертикали власти с беспрекословным подчинением верующих шейху, не нашло понимания среди сирийских суфиев. В 1975 году он переселился в Ливан, уже охваченный противостоянием между христианами, суннитами и шиитами, и развернул там свою деятельность с таким широким масштабом, который явно подразумевал наличие серьезной материально-финансовой поддержки. В том же году в Ливане разгорелась кровопролитная гражданская война, в которой идеология хабашитов по преданию анафеме всех несогласных с ними мусульман стала одним из главных дестабилизирующих факторов.

В 1976 году хабашитский эмиссар Ахмед Тамим прибыл в Украину в качестве студента, а получив образование – не уехал, а обосновался в Киеве и сразу после развала СССР создал свое Духовное управление мусульман Украины (ДУМУ), тесно связанное с ливанской штаб-квартирой хабашитского движения. В начале 2010-х годов филиал ДУМУ появился и в Крыму – это был Духовный центр мусульман Крыма (ДЦМК), на базе которого в августе 2014 года был создан Таврический муфтият во главе с муфтием Русланом Саитвалиевым.

ДУМУ активно вмешивается в политику,  шейх Тамим еще не так давно позиционировал себя как сторонник Виктора Януковича, а сразу после его свержения стал оказывать самую тесную поддержку новой украинской власти. Например, 16 октября 2014 года Тамим принял в своей резиденции председателя Верховной рады Александра Турчинова. Тамим заверил Турчинова в своей поддержке против «российской агрессии в адрес Украины». За деятельность Тамима по агитации мусульман Украины по активному участию в так называемой АТО 18 ноября 2014 года он получил из рук Турчинова награду.

Конечно, после воссоединения Крыма с Россией связи между ДУМУ и ДЦМК отсутствуют, и записать на счет вторых деятельность первого – сложно. Однако стоило бы принять ту же логику и в отношении ДУМК и муфтия Эмирали Аблаева и наконец перестать адресовать им упреки по поводу обосновавшихся в том году в Киеве экс-лидеров меджлиса крымско-татарского народа. При том, что связь ДУМК с меджлисом была основана на уставе муфтията, принятого в 2001 году и измененного при подаче на регистрацию в российском Минюсте в 2014 году, в то время как связь в жестко выстроенных суфийских орденах – духовная, более крепкая и не зависящая от границ. Об определенном влиянии на крымских деятелей со стороны ливанских шейхов в Крыму говорят многие, в том числе и из изначально пророссийских крымско-татарских деятелей.

Интересный момент: по данным автора, Саитвалиев не так давно сменил шафиитский мазхаб, с которым себя связывают хабашиты, на ханафитский, традиционный для мусульман Крыма. Дело здесь отнюдь не в мазхабах, разница между которыми для мусульманина носит непринципиальный характер (хотя, говоря о традиционном для Крыма исповедании ислама, всегда имеется в виду ханафитский), а в мимикрии лидера крымских хабашитов ради сугубо политических амбиций. Как известно, в конце августа 2014 года он создал на полуострове абсолютно новый, не имеющий отношения к одноименному, существовавшему здесь до 1917 года, Таврический муфтият и начал мощную информационную атаку на муфтия Эмирали Аблаева, затронувшую также и ряд крымско-татарских политиков, которые неожиданно для киевских политтехнологов дистанцировались еще в ходе «крымской весны» от джемилевского меджлиса и перешли на сторону пророссийских сил.

В настоящий момент поднятая Таврическим муфтиятом информационная волна утихла, и его противостояние с ДУМК свелось к вопросу об обладании очень важной для мусульман полуострова исторической мечетью Хан-Джами в Евпатории. Стоит отметить мало упоминаемый момент, но речь в данном случае даже не о «разборках» внутри общины этой мечети, разделившейся в 2014 году по вопросу принадлежности к муфтиятам. Дело в том, что сама мечеть как здание уже давно передана в собственность ДУМК, что никем не оспаривалось. Соответственно вся история с конфликтом вокруг мечети в Хан-Джами является не более чем поводом для новой активизации борьбы Таврического муфтията против ДУМК и Эмирали Аблаева, отнюдь не способствующей консолидации мусульман полуострова и возможности власти опереться на авторитетных для этой среды духовных деятелей.

"НГ-Религии"

Автор: Джаннат Сергей Маркус

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

miller007 09 Июля 2015г.
Ответить

интересно есть ли из этих перечисленных которые следуют прямым путем? где же истина?

Albanec09 01 Июля 2015г.
Ответить

От саляфизма...интересно, он хоть знает что значит это слово?

Umar2014 01 Июля 2015г.
Ответить

Хоть из Украины хоть из России, а мусульман надо защищать от сект. От хабашитов, например.