В своем отчете за 1948 год Совет по делам религиозных культов при Совете министров СССР отмечал, что интерес к религии у мусульман не угас.
Так, в этом же отчете отмечалось, что, например, в праздновании Курбан-байрама в городе Ош Киргизской ССР приняло участие 35 тысяч человек, а в Казани – 20 тысяч, в том числе и молодежь школьного возраста. Пост (уразу) в разных областях Узбекской ССР соблюдало практически все взрослое население, а в Татарстане процент постящихся в ряде районов приближался к 70.
[caption id="attachment_499738» align="alignleft»»]
Гамаль Абдель Насер в мечети Москвы, после встречи с Никитой Хрущевым. 1958 год.[/caption]
В связи с этим отмечалось, что его соблюдение отрицательно сказывается на производительности труда колхозников и что «ущерб, наносимый уразой хозяйству колхозов огромен» и что «если религиозные пережитки вообще являются значительной помехой в строительстве коммунизма, то, в частности, праздники ураза и курбан-байрам дали массовую и наглядную показательную силу этих пережитков».
В связи с этим отмечалось, что « Духовные управления мусульман…обратились к верующим. Они…призывали верующих к честному труду, не допускать прогулов, и, ссылаясь на Коран и хадисы, разъясняли им о необязательности жертвоприношений, уплаты фитра и соблюдения уразы… В этих обращениях… разъяснялось верующим…, что уплата фитра в условиях социализма утратила уже свое значение, поскольку в Советском Союзе бедность уже ликвидирована и кто честно трудится уже не нуждается в фитре».
Такие заявления, в частности, делал ни кто иной, как председатель духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана Ишан Бабахан («Информация о месяце рамазане и праздновании «Ураза-байрам» в 1948 году». Документ№19. Здесь и далее цитируются документы из источника: «Ислам и советское государство(1944-1990). Сборник документов» М. 2011).
В то же время местные власти во исполнение государственной политики по борьбе с религией всячески препятствовали верующим даже в отправлении разрешенных обрядов религиозного культа.
Так, например, в июле 1951 года по распоряжению местных партийных органов был закрыт доступ верующим на кладбище Самарканда, где предположительно расположена гробница одного из родственников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Кусама ибн Аббаса.
На 1 января 1952 года во всем Советском Союзе было 357 зарегистрированных мусульманских религиозных обществ. В «Справке Совета по делам религиозных культов (СДРК) о состоянии и деятельности религиозных культов в СССР в 1951 году» сообщается, что особой религиозностью отличается население Средней Азии и Дагестанской АССР. Так, в Дагестане, в те времена пост-уразу соблюдали 70-75% населения.
В этих районах в массовом порядке соблюдались и другие мусульманские обряды – никах, обрезание, имянаречение, похороны, в которых принимали обряды даже местные коммунисты и комсомольцы.
Особую обеспокоенность уполномоченных СДРК вызывало наличие «незарегистрированного духовенства», деятельность которого не поддавалась контролю. Борьба с ними была возложена на районные исполнительные комитеты Советов народных депутатов и районные и краевые комитеты Коммунистической партии Советского Союза (КПСС).
Методы этой «работы» ярко иллюстрируют документы все того же СДРК: например, в праздник Ураза-байрам секретарь Алубакинского райисполкома (Киргизская ССР) «пытался разогнать силой оружия паломников на мазаре «Шах-Фазиле». (Там же)
Работа с официальным духовенством заключалась в том, что «наиболее политически грамотные и лояльные к Советскому государству служители культа… стремятся выступать перед верующими с проповедями на темы, связанные с защитой мира и поддержкой внешней и внутренней политики Советского правительства ( Там же. Документ №33).
Середину 50-х, начало 60-х годов теперь принято называть «хрущевской оттепелью». Но для верующих людей это были трудные времена. Это время характеризовалось тотальным наступлением на религию.
Уже в 1950 году начинают появляться статьи о том, что религия не отомрет сама по себе в социалистическом обществе, так что следует усиливать антирелигиозную пропаганду. В Постановлении ЦК КПСС от 7 июля 1954 года «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения» отмечалось, что «в результате активизации деятельности церкви наблюдается увеличение количества граждан… отправляющих религиозные обряды».
В связи с этим СДРК потребовал от своих уполномоченных «в соответствии с законодательством…применить более решительные меры к прекращению деятельности церковников...руководителям мусульманских религиозных центров и обществ …ограничить свою деятельность только в пределах зарегистрированных религиозных сообществ…усилить работу по выявлению незарегистрированных групп верующих» (там же. Документ № 35)
На представителей официального духовенства также оказывалось административное воздействие. Об этом свидетельствует, в частности, «Записка муфтия Магомеда-хаджи Курбанова в Совет по делам религиозных культов при Совете министров СССР с просьбой о снижении взимаемого с него и с секретаря ДУМСК подоходного налога» от 14 июля 1961 г.
В ней говорится в том числе: «…Финансовые органы Дагестанской АССР облагают председателя и сек
ретаря Духовного управления непосильным налогом, применив статью 19. На председателя наложили налог на сумму около 800 рублей в год и на секретаря – на сумму 500 рублей в год при месячных окладах 180 и 130 рублей соответственно. Мы считаем, что такое высокое налогообложение является непосильным для нас и неправильным».
Далее муфтий поясняет почему это «неправильно»: «Что касается других служителей религиозного культа, таких как кадии, муллы и другие, то их деятельность направлена на выполнение религиозных обрядов среди верующих. Наша деятельность общественно полезна и во многом противоположна их деятельности… Мы разоблачаем самозваных ученых, шейхов и гадалок. Духовное управление закрыло 45 точек посещаемых [верующими] зияратов. Мы не допустили открытия не зарегистрированных мечетей в 40 населенных пунктах. Мы запретили посещение мечетей женщинами, детьми и школьниками. Мы запретили религиозное обучение детей…» (Документы ГАРФ и ЦГА Республики Дагестан о взаимоотношениях государства и ислама второй половины XX века. Публикация в журнале «Архивы России» №2 2006 г. Подготовка текста к публикации и комментарии И.Х.Сулаева)
Одновременно применялось испытанное средство – закрытие мечетей под разными предлогами. Так, например, Совет министров Дагестанской ССР в своей записке в Совет по делам религиозных культов при Совете министров СССР о предоставлении санкции на закрытие мечети в с. Губден Сергокалинского района, отмечал: «что религиозная община с. Губден грубо нарушает советские законы о культах: серьезно мешает культурному развитию населения, вовлечению молодежи и женщин в общественно-политическую жизнь, агитирует людей за соблюдение вредных пережитков шариата» (Там же)
Из 2307 существовавших к 1961 году религиозных объединений мусульман к 1971 году осталось 1087 (47% от указанного числа). То есть число мусульманских религиозных объединений сократилось более чем в 2 раза (в то время как общее число религиозных объединений сократилось лишь на 30%) ( Данные по кн. Емельянова Н.М. Мусульмане Кабарды. М, 1999)
По-прежнему религиозные организации не обладали статусом юридического лица, их деятельность регламентировалась многочисленными инструкциями, постановлениями, которые были направлены на отчуждение их от общества.
Проводником церковной политики государства являлся Совет по делам религиозных культов при Совете Министров СССР и, для концентрации сил, направленных на борьбу с религиозностью вообще объединенный в 1965 году с Советом по делам Православной церкви.
Главной задачей нового Совета по делам религий было «всемерно содействовать угасанию религиозных организаций». (Государственно-церковные отношения в России: Опыт прошлого и современное состояние. М. 1996.)
Ответить
Говорят, что все, что происходит с человечеством сегодня, уже неоднократно было в истории. Да, изменился уровень технологий, но принципиально ничего не изменилось: те же фараоны, те же войны, те же безудержное стремление людей к власти, деньгам, славе, те же Иуды, и т.д. Но итог один для всех - небольшое место в сырой земле и черви для тела, и ответ за убеждения и дела перед Ним.
Ответить
"Далее муфтий поясняет почему это «неправильно»: «Что касается других служителей религиозного культа, таких как кадии, муллы и другие, то их деятельность направлена на выполнение религиозных обрядов среди верующих. Наша деятельность общественно полезна и во многом противоположна их деятельности… Мы разоблачаем самозваных ученых, шейхов и гадалок. Духовное управление закрыло 45 точек посещаемых [верующими] зияратов. Мы не допустили открытия не зарегистрированных мечетей в 40 населенных пунктах. Мы запретили посещение мечетей женщинами, детьми и школьниками. Мы запретили религиозное обучение дет...
Читать дальше
Ответить
"Работа с официальным духовенством заключалась в том, что «наиболее политически грамотные и лояльные к Советскому государству служители культа… стремятся выступать перед верующими с проповедями на темы, связанные с защитой мира и поддержкой внешней и внутренней политики Советского правительства ( Там же. Документ №33)".
Ответить
"В связи с этим отмечалось, что « Духовные управления мусульман…обратились к верующим. Они…призывали верующих к честному труду, не допускать прогулов, и, ссылаясь на Коран и хадисы, разъясняли им о необязательности жертвоприношений, уплаты фитра и соблюдения уразы… В этих обращениях… разъяснялось верующим…, что уплата фитра в условиях социализма утратила уже свое значение, поскольку в Советском Союзе бедность уже ликвидирована и кто честно трудится уже не нуждается в фитре». А сегодня дедушка Талгат рассказывает сказки о "необязательности хиджаба" и прочую ересь.
Ответить
"Одновременно применялось испытанное средство – закрытие мечетей под разными предлогами. Так, например, Совет министров Дагестанской ССР в своей записке в Совет по делам религиозных культов при Совете министров СССР о предоставлении санкции на закрытие мечети в с. Губден Сергокалинского района, отмечал: «что религиозная община с. Губден грубо нарушает советские законы о культах: серьезно мешает культурному развитию населения, вовлечению молодежи и женщин в общественно-политическую жизнь, агитирует людей за соблюдение вредных пережитков шариата» (Там же)".