Мусульмане в Болливуде

Мусульмане в Индии составляют заметную часть населения страны. Неудивительно, что и в индийской «Фабрике грез», которую еще называют Болливудом, они оставили свой заметный след.

Болливуд как студия национального кинематографа сформировался в 30-х годах прошлого века и нес на себе отпечаток господствовавшей тогда в индийском обществе идеологии Индийского национального конгресса, боровшегося за независимость страны от англичан и собиравшего под свои знамена всех уроженцев континента независимо от их национальной и религиозной принадлежности.

Одним из отцов-основателей индийского национального кинематографа стал Ходжа Ахмад Аббас, продюсер, сценарист и кинорежиссер, чьи фильмы «Семь индийцев», «Тысяча людей на ложе из камня» стали классикой жанра. По его сценариям сняты такие классические индийские фильмы как «Бродяга», номинированный на Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля и «Господин 420».

Среди режиссеров 40-60-х годов также выделяются выходцы из мусульман, такие как Карим Асиф, снявший историческую сагу «Мугал-и-Азам», или Камал Амрохи, снявший кинохит 70-х «Пакеза» и историческую драму «Разия Султан». В числе актеров тех лет следует отметить рекордсмена и долгожителя индийского кино Мухаммада Юсуф Хана, выступавшего под сценическим псевдонимом Дилип Кумар, актрис Наргиз, Мину Кумари (Махжабин Банно), Мадхубалу (Мумтаз Бегум Джехан Беглави), Вахиду Рехман.

В 1952 году Парламент Индии специальным указом запретил «демонстрацию сцен сексуального насилия, больных проказой и половой распущенности» и вся кинопродукция стала проходить обязательную сертификацию. С 70-х годов самым распространенным жанром в индийском кино становится так называемая «масала» – смесь боевика, кинокомедии и мелодрамы, по которому до сих пор и узнают кинопродукцию Болливуда.

Однако и в данной стилистике находилось место высоким материям. Например, в фильме «Амар, Акбар и Энтони», явившимся своеобразной вехой индийского кино 80-х годов прошлого века, показаны взаимоотношения трех братьев, один из которых в результате семейной трагедии стал индуистом, второй – мусульманином, а третий – христианином. Братья, разлученные в детстве, встречаются при драматических обстоятельствах, чтобы сдать кровь для своей матери и таким образом это символизирует идею о национальном единстве страны.

И сейчас среди актеров-выходцев из мусульманской среды насчитывается немало звезд Болливуда. Среди них актеры Шахрух Хан, Салман Хан, Амир Хан, режиссеры – Мансур Хан, Каран Джохар, снявший знаменитый фильм «Меня зовут Кхан» о том, как изменилась жизнь американских мусульман после терактов 11 сентября 2001 года. Джохар был удостоен Filmfare Awards – главной ежегодной кинопремии Индии за достижения в съемке фильмов на языке хинди в трех номинациях и премии Международной академией индийского кино ( International Indian Film Academy Awards или IIFA Awards) – ежегодной награды, вручаемой за художественные и технические профессиональные достижения кинематографистов в фильмах на языке хинди в пяти номинациях.

Говоря о мусульманах в индийском кино, можно упомянуть и тех индийских звезд Болливуда, которые приняли ислам, и таких не мало. Одним из самых заметных является случай с Дхармендрой (Дхарам Сингх Деолом), который стал мусульманином и женился на другой звезде Болливуда – Хеме Малини. Самое интересное, что Малини является последовательницей вайшнавизма, а первая жена Дхармендры - индуистка по вероисповеданию. Сам актер принял ислам, заключил второй брак и официально стал главой двух семей. Индуизм как религия ему этого не позволял.

Мусульманкой под именем Айша Бегум стала и мать актера Сайф Али Хана, актриса Шармила Тагор, вышедшая замуж за Мансура Али Хана. Известная индийская кинозвезда 90-х годов Мамта Кулкарни стала мусульманкой после того как ее муж – Вики Госвами стал мусульманином.

И в наши дни индийское кино обращается к теме жизни приверженцев ислама в Индии, и актеры-мусульмане принимают в этом непосредственное участие. Стоит упомянуть Заиру Васим в роли Инсии Малик в фильме «Тайная суперзвезда», а также Шабану Хан в фильме «Наам Шабана».

Примечательно, что индийское кино, несмотря на общемировые тренды, продолжает придерживаться системы культурных табу и не касается темы межобщинной вражды, стараясь оставаться в рамках «проекта Неру», то есть изображения Индии как общего дома для всех граждан, независимо от их религиозной принадлежности.

Автор: Хасан Насретдинов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика