Top.Mail.Ru
0°C
 ,

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам:


Мысли вслух: поможет ли мудрость Корана российским мусульманам

Муфтий Нафигулла Аширов

Муфтий Нафигулла Аширов

Теги:

0
02 Февраля

Ни для кого не секрет, что некогда великая Исламская Умма, бывшая в течении многих веков в авангарде всего человечества, во всех сферах деятельности, сегодня прозябает на задворках современного мира. Отставание исламских стран в сфере образования, науки, технологий и, как результат в экономической сфере, и в области политического влияния, ни кем неоспорим.

Надо признать, что большой исламский мир, как единое целое, уже давно перестал существовать.  С разрушением общего исламского пространства на отдельные, зачастую, не вполне суверенные и дееспособные страны, мусульмане растеряли свою некогда авангардную роль и былое величие.

Страны, разделённые навязанными извне искусственными границами, как и отдельные мусульманские сообщества, сегодня раздирают противоречия, конфликты и внутренние войны. Данные факторы привели к разорению экономики, утере реального суверенитета и, как результат, утере какого-либо политического и военного влияния в мировом масштабе.

Эти разрушительные процессы в сердце исламского мира, естественным образом не могли ни отразиться и на мусульманских сообществах за его пределами. И все это, как в зеркальном отражении многоликого современного мира, переживающего период острого кризиса и нестабильности, можно наблюдать и на примере мусульманского сообщества нашей многоконфессиональной России. 

Сегодня, большинство мусульман нашей страны, в особенности исламская молодёжь, остро ощущают негативные последствия этой разобщённости. Многочисленные исламские организации, будь то религиозные или общественные, отдельные общины и джамааты, не находя возможности совместно координировать деятельность и вырабатывать общую позицию даже по самым важнейшим вызовам и проблемам Уммы. Они все прозябают на задворках политической, экономической и общественной жизни страны.

В большинстве случаев, вместо сотрудничества и хоть какого-то объединения усилий на пути призыва для достижения общего результата, поднятия престижа религии, духовные центры, управления и общины, как и сами религиозные деятели, чаще всего ведут непримиримую нездоровую конкуренцию, переходящую в открытую вражду и желание ликвидировать "конкурента". 

Из последних событий, происходящих в мусульманских странах, мы явно видим, что они, ослабевая общую позицию, конкурируют между собой в стремлении заслужить поддержку и признание великих держав, которые используют это сугубо в своих интересах. Также и наши мусульманские организации, сегодня жестко противостоят друг-другу и идут на все недозволенное, в желании во что бы то ни стало, единолично представлять мусульман.  И вполне понятно, что такая разобщённость, причины которой нередко кроются в тщеславии и мании величия отдельных лидеров, привело к ослаблению общей позиции ислама и мусульман в своей собственной стране.

В своём нездоровом стремлении к сомнительному праву единолично представлять мусульман России перед органами государственной власти, нарекая себя различными, ни чем ни подтвержденными титулами и эпитетами, они низводят сферу религии и её благородные цели до уровня интрижек, взаимных обвинений и мелких разборок.

Конечно, все глубинные причины этой трагической для современного состояния российской Уммы проблемы, невозможно отразить в этом коротком изложении. Но есть причины, которые лежат на поверхности и, которые, в общем-то, большинство из практикующих мусульман знают. Но, к сожалению,  мало кто обращает на эти факты должного  внимания. Хотя именно они сегодня являются серьезными причинами нашей слабости, когда даже, казалось бы, простейший вопрос строительства мечетей в столице собственной страны, все эти управления со всеми их муфтиями и лидерами, не в состоянии решить.

Некоторые из причин этой слабости и разобщенности, Аллах ясно изложил в форме повеления в одном коротком, но емком по своему содержанию, Аяте, который многими из нас, как мне видится, читается без должного осмысления и практики:

قال تعالى: "وَأَطِيعُواْ اللّهَ وَرَسُولَهُ وَلاَ تَنَازَعُواْ فَتَفْشَلُواْ وَتَذْهَبَ رِيحُكُمْ وَاصْبِرُواْ إِنَّ اللّهَ مَعَ الصَّابِرِينَ".

«Повинуйтесь Аллаху и Его посланнику и не препирайтесь (не впадайте в споры), а не то вы падете духом и лишитесь сил. Будьте терпеливы, ибо Аллах – с терпеливыми».

В этом божественном наставлении, на пути к успеху, мы видим четыре важнейших повеления Аллаха, обращённые к каждому из нас и,  через реализацию смысла которых, возможно обретение единения и былого величия нашей религии и уважительного к ней отношения со стороны других.

Как мы видим, в нем Всевышний наказывает нам:

-Во-первых- строго подчинятся указаниям Его Книги, что означает стремиться выстраивать и рассматривать свою  жизнь, своё предназначение в этом мире через призму Его наставлений и руководствуясь ими в своей деятельности, в общении с окружающим миром, приводить свою повседневную жизнь в соответствие с этими указаниями.

-Во-вторых – неуклонно следовать пути и традиции Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, сделав его жизненный путь, его поступки, его благородный нрав, его наивысшие человеческие качества, своим постоянным жизненным ориентиром и характером, помня, что Аллах сказал нам: 

قال الله تعالى: "لَقَدْ كَانَ لَكُمْ فِي رَسُولِ اللَّهِ أُسْوَةٌ حَسَنَةٌ لِمَنْ كَانَ يَرْجُو اللَّهَ وَالْيَوْمَ الْآخِرَ وَذَكَرَ اللَّهَ كَثِيرًا". (الأحزاب – ٢١).

«И в посланнике Аллаха для вас прекрасный пример – для тех, кто стремится к Лику Аллаха и к Его милости в Судный День и премного поминает Аллаха».

-В-третьих- Аллах предостерегает нас ныне живущих мусульман от ненужных споров, разногласий и нездоровой конкуренции, зачастую продиктованных личным тщеславием, властолюбием и непомерным высокомерием отдельных лидеров организаций, использующих религию для личного престижа и удовлетворения своих непомерных амбиций, результатом которых явилась охватившая Умму апатия, слабость и утеря силы духа и твёрдости, которые позволяли мусульманам в течении многих веков быть в авангарде человеческого сообщества. 

В-четвертых –  Аллах завершает наставление, помимо сказанного, ясным приказом проявлять терпение и твёрдость в следовании Его указаниям, воспринимая их со всей серьёзностью и ответственностью, обещая за проявление терпения на пути реализации Его замысла, Свою божественную поддержку и помощь!

А, также, нам необходимо, отбросив свои амбиции, тщеславие и высокомерие по отношению дуг к другу, вспомнить, что мы мусульмане, которых Аллах провозгласил братьями и велел исправлять наши отношения, запретив наносить вред друг-другу, говоря: 

"إنما المؤمنون إخوة فأصلحوا بين أخويكم واتقوا الله لعلكم ترحمون".

«Истинно, все мусульмане – братья между собой! Так исправляйте же отношения между братьями и бойтесь Аллаха, может вы будете помилованы».

Может быть хоть мудрость Корана поможет нам  и нашим многочисленным духовным центрам и их лидерам, отбросив свои непомерные амбиции, начать трудиться на общее благо религии и её престижа в современном обществе, а не вести конкурентную борьбу за  личный престиж и влияние своего, отдельно взятого духовного центра.

Автор: Нафигулла Аширов

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии (0) Версия для печати

Добавить комментарий