На Алтае обсудят "антиконституционный законопроект"

Важнейшим структурным элементом правовой системы Российского федеративного государства является конституционное законодательство и его базовая часть – основные законы федерации и субъектов. Принцип федеративного устройства РФ конституционно признает государственную целостность Федерации. Источником государственной власти является многонациональный народ России. Равноправие народов – один из важнейших принципов федеративного устройства РФ. На территории России ныне проживает около 150 народов. Независимо от их численности, уровня социально-экономического, культурного развития, все народы в равной мере обладают правовыми возможностями для участия в осуществлении власти всего многонационального народа России, имеют право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

Поводом для моего обращения послужил законопроект от 10.04.2018г № 4388637 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», коснувшийся изучения предмета «родной язык» в школах. Его внесли депутаты Государственной Думы РФ – А.И. Аршинова, Николаев Ш.Ю., Саралиев О.Н., Смолин Е.В., Строков Б.А., Чернышов Б.А.. Изучив данный законопроект, пришла к выводу, что, по сути он антиконституционный, т.к. превышает свои полномочия, пытаясь встать над полномочиями Конституции РФ, Конституции РА и Конституциями других субъектов РФ. Его следует отклонить. Прежде всего, он нарушает правовые нормы Конституции РФ, разграничивающие предметы ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

Основополагающие принципы разграничения властных полномочий между федеральным центром и субъектами РФ закреплены в Конституции РФ (ст. 11 ч. 3; ст. 73). Его детализация содержится в Федеральном законе от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ред. от 05.02.2018г). Основываясь на Конституцию РФ, он разграничил предмет ведения и властных полномочий по трем категориям: 1) федеральный орган власти РФ (обороноспособность, границы государства и т.д.); 2) самим субъектом РФ (государственный язык региона и т.д.); 3) совместное ведение федерального центра и субъекта РФ (образование, культура, наука и т.д.). Установлены основные полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти всех категорий, в том числе и самого субъекта РФ (ст. 5, б). Эти разграничения предметов ведения и властных полномочий субъектов РФ также закреплены в Конституциях субъектов РФ. Итак, к предмету ведения самих субъектов РФ относится право устанавливать ими, помимо русского языка, свой государственный язык (язык коренного народа региона). Данное право предоставлено Конституцией РФ, ст. 68, ч. 2: «Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации». Следовательно, Конституция РА, пользуясь своим правом (ст. 89), установила наряду с государственным русским языком таким же государственным, но в пределах Республики Алтай, алтайский язык. Конституционная норма разграничения предметов ведения между федеральным центром и субъектами РФ позволяет Конституции Республики Алтай в вопросе государственного алтайского языка быть приоритетной над федеральным законом. Поэтому вышесказанный законопроект, нарушая полномочия Конституции РА, которая на законных основаниях имеет право самой решать судьбу государственного алтайского языка, превышает свои полномочия.

Также считаю, что данный законопроект нарушает властные полномочия области образования и области государственности. Законопроект предлагает изменения преподавания государственного родного языка субъекта РФ – выбор обучения предмета «родной язык», его образовательных программ родителями ученика. Выборность изучения «родного языка», законом утвержденного как государственный язык субъекта РФ, представляющего его символ, выполняющую государственную функцию – нонсенс, т.к. он, постепенно подрывая социализацию языка, парализует всю государственную структуру. Ведь государственный язык – язык, законодательно закрепленный для обязательного использования в политической, экономической, социальной, культурной и других официальных сферах. Он, как средство коммуникации, обеспечивающее государственное единство, относится к стратегически важной отрасли жизни государства. Учитывая особенность федеративного устройства России, поликультурное российское общество, важность языка коренного народа в жизни региона, Конституция РФ (ст. 76 ч. 4) отнесла государственные языки субъекта РФ к предмету ведения самого субъекта, наделяя их правом осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. От каждого субъекта РФ зависит, помимо федерального государственного русского языка, какой «родной язык» установить государственным в своем регионе, какой принять режим его функционирования (обязательный к изучению всеми жителями региона или обязательный к изучению носителями языка и другие варианты).

Данный законопроект, принижая статус алтайского языка как государственного языка РА, грубо подрывает основу его конституционного строя. В Конституции РА установлено, что Республика Алтай есть равноправный субъект Российской Федерации, являющийся ее составной и неотделимой частью. Она имеет свою Конституцию, законодательство, территорию, государственные языки, систему органов государственной власти и местного самоуправления, государственные символы (ст. 1). Государственными языками в Республике Алтай являются алтайский и русский языки. Алтайский язык является основой национального самосознания алтайского народа. Органы власти республики способствуют его возрождению, сохранению, развитию и расширению среды употребления (ст. 13). Правовой статус государственного алтайского языка входит в основу конституционного строя Республики Алтай. Есть установленный порядок внесения изменения в основы конституционного строя Республики Алтай (ст. 21). В данном порядке у федерального закона нет полномочий внесения изменения в Конституцию Республики Алтай. Кроме этого, предлагаемый законопроект по ряду моментов противоречит Закону РА от 03 марта 1993 года N 9-6 «О языках народов, проживающих на территории Республики Алтай (с изменениями на: 03.06.2016)». Заметим, что этот закон РА с момента вступления в законную силу, в течение 25 лет признан и признается соответствующим федеральному законодательству.

На мой взгляд, в целом данный антиконституционный законопроект нарушает федеративную основу конституционного строя России, закрепленную Конституцией РФ (ст.1 ч.1; ст.5,ч.2, 3). Он, противореча принципу федерализма, уподобляет федеративное государство унитарному государству, который не имеет в своем составе дру¬гих государств, имеет одну конституцию, ибо нет субъектов, наделенных законодательным полномочием. Унитарный подход в решении проблем родных языков народов России – это начало развала федерализма, угроза национальной безопасности и целостности государства. Потому не надо рубить сук, на котором сидишь, не следует нарушать закон – «стабильны регионы – нерушим центр».

Надеюсь, что гарант Конституции РФ (ст. 73) – Президент России В.В.Путин, «отчий дом» Конституции РФ (ст. 11 ч. 3) – Совет Федерации РФ, гарант Конституции РА (ст. 13) – Глава РА А.В.Бердников, «отчий дом» Конституции РА (ст. 89) – ГС-ЭК РА, граждане РФ, обладающие избирательным правом, дадут государственную оценку этому антиконституционному законопроекту и отклонят его. Вношу моё предложение по отклонению данного законопроекта на рассмотрение на расширенном заседании Тёс Тёргё Курултая алтайского народа, проводимого 08.06.2018г. (начало в 11ч) в экономическом техникуме, где на широкий круг общественности выносится обсуждение данного законопроекта.

ЗинаидаТырысова
г.Горно–Алтайск, Республика Алтай

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика