Наталья Бариева: мусульманские психологи помогут в трудную минуту

Марьям Наталья Бариева

Каждый человек в своей жизни сталкивается с различными трудностями. Несмотря на то, что вера побуждает терпеливо сносить испытания, все же возникают ситуации, требующие обращения за психологической помощью. О том, с какими проблемами обращаются к мусульманским психологам, ИА IslamNews рассказала член правления Ассоциации психологической помощи мусульманам, Координатор и куратор телефона горячей линии АППМ и Всероссийской горячей линии помощи мусульманам Марьям Наталья Бариева.

- Наталья Юсуфовна, что из себя представляет мусульманский психолог и чем отличается характер вашей работы от обычной психологической помощи?

- Психолог, консультирующий мусульман, – это специалист, имеющий высшее профессиональное психологическое образование и образование в области исламской теологии, что способствует пониманию особенностей работы с мусульманами. В своей деятельности мы опираемся не только на специализированные знания психологии, но и на религиозные аспекты и веру человека во Всевышнего Творца. Используем ее (веру) как ресурс в работе с клиентом. В работе специалисты апеллируют аятами Корана, хадисами, данными из жизни пророков. Обращаясь к душе человека, мы стараемся использовать допустимые в исламе формы и методы работы.

- Ассоциация уже более трех лет занимается предоставлением психологической помощи. Как часто и с какими проблемами к вам обращаются мусульмане?

- Звонки на линию поступают ежедневно из разных уголков – Башкортостана, Татарстана, Дагестана, Чеченской Республики, Кабардино-Балкарии, Москвы, Санкт-Петербурга, Оренбурга, а также из других стран. Проблемы, волнующие наших клиентов, стандартные, например, человек попал в тяжелую жизненную ситуацию и не знает, как справиться с ней. Или же у него есть вопросы с отношениями в семье, конфликтом поколений, межличностными отношениями. Есть обращения по проблемам зависимостей (наркотической, алкогольной, игроманией). Многих волнуют внутриличностные конфликты, связанные с противоречиями внутри самого себя, а также проблемами профессионального и личностного развития.

- Касаясь вопроса супружеских отношений, какие браки более подвержены кризису в межличностных отношениях – монокультурные или межкультурные, и чем это объясняется?

- Проблемы, существующие в любой семье, схожи: отсутствие взаимопонимания между супругами, решение бытовых и экономических вопросов, воспитание детей и т.д. В межкультурном браке ситуацию разлада усугубляют этнические различия, незнание или непонимание культурных особенностей одним или обоими супругами.

- Исходя из опыта общения с клиентами, на какие аспекты семейных отношений вы бы обратили внимание тех женщин, особенно с детьми, которые готовы стать участниками отношений в полигамной семье?

- Прежде всего на особенности реализации полигамии супругом. Насколько намерения супруга действительно связаны с созданием второй семьи, готов ли он к этому во всех аспектах и смыслах, каково отношение его первой семьи к этому вопросу. Второй и последующий браки должны быть такими же открытыми и общественно признанными, как и первый брак. Поэтому если в серьезности намерений будущего супруга возникают сомнения, то лучше максимально разобраться с этими сомнениями до заключения никаха.

- Всем известно, какие сложные психологические переживания выпадают на долю неофитов. Особенно их отношения с самыми близкими. На какой аспект религиозного сознания вы делаете упор в процессе консультирования клиентов-неофитов?

- Работая с неофитами, мы стремимся найти точки опоры, позволяющие убедиться в правильности выбора. Рекомендуем принимать участие в культурно-просветительских мусульманских мероприятиях, общаться с мусульманами, находить в новой среде друзей и, конечно, стремиться к получению правильных и достоверных религиозных знаний. Еще одним не менее сложным видом психологической помощи является консультирование жертв вербовки и адептов экстремистских организаций.

- В чем заключается сложность? Каковы типичные психологические причины вовлеченности этих лиц в экстремистские организации?

- Эта сложность связана с разнообразием психологических причин, повлекших вовлечение в экстремистскую деятельность. 40 лет психологических исследований этой темы показывают, что нет универсальных причин, способствующих радикализации. Одиночество и кризисные ситуации, психологические травмы и социальный остаркизм, потребность в значимости для окружающих психологическая борьба с ситуацией неопределенности и реализация потребности в структурированности жизни; эмоциональная депривация в детстве: гипер- или гиппоопека (нарушения в детско-родительских отношениях: насилие, издевательство, пьянство, слишком сильная опека или холодность и безразличие к детям). Это лишь малый перечень причин, которые могут послужить предпосылкой для вовлечения в экстремистскую организацию. А последствия этого самые тяжелые.

- Существует такой вид психического расстройства у детей как аутизм, или синдром Коннера, или расстройство аутистического спектра. Обращались ли к вам родители таких детей за психологической помощью? Если да, то, как вы решали такую нетрадиционную психологическую задачу?

- Не согласилась бы с вами, что вопрос нетрадиционный. Хорошо известно, что родители, воспитывающие таких детей подвержены тяжелым переживаниям, стрессам, депрессиям, ощущения потери смысла жизни, дисгармоничные отношения в семье. Родители детей с ограниченными возможностями здоровья остро нуждаются в социальной, психологической, моральной поддержке. И здесь первыми на помощь приходят психологи. Они учат родителей принятию особенностей ребенка, регуляции психоэмоционального состояния, гармонизации взаимоотношений в семье. Рассказывают об алгоритмах получения государственной бесплатной специализированной помощи. Для психологов работа с детьми ОВЗ является отдельным большим направлением деятельности.

- Обращающихся ли к вам мигранты? Если да, то с чем связаны их проблемы?

- Обращение мигрантов в большей степени связаны с решением вопросов адаптации в новых регионах проживания, интеграции в новую культуру, выстраиванием отношений с работодателями, органами государственной власти. Обычно, мигранты, находясь на чужбине, объединяются в разные формы землячества, в которых как бы воссоздается культурная атмосфера родного края, что в какой-то мере служит защитой от стресса и депрессий.

- Известно, что пандемия коронавируса вызвала панические настроения у большинства населения мира, и работа психологов не отставала от героического труда медиков. Как ваша Ассоциация выстроила работу во время пандемии и что бы могли отметить в стараниях ваших коллег в этот период?

- В период пандемии в круглосуточном режиме работал телефон горячей линии Ассоциации психологической помощи мусульманам. Наши специалисты активно подключились к деятельности Всероссийской горячей линии помощи мусульманам, где работают психологи, имамы, клинический психолог, юрист, специалисты, сопровождающие осужденных и их семьи. Нам удалось провести семинар для специалистов нескольких горячих линий, работающих в России, с участием заведующих станций скорой помощи, выстроить алгоритм оказания помощи и сопровождения людей, больных COVID-2019, и членов их семей. Был создан единый телефонный справочник, позволяющий оперативно найти информацию от бесплатного получения продуктовых наборов до Роспотребнадзора. Специалисты АППМ проводили вебинары, лектории, прямые эфиры, записывали видеообращения, помогая мусульманам прожить этот непростой период, найти ресурсы и не впадать в отчаяние.

- Куда следует обращаться тем, кто нуждается в психологической помощи с исламской спецификой?

- На телефон горячей линии АППМ и Всероссийской горячей линии помощи мусульманам 8-800-600-555-9. Наши психологи помогут в трудную минуту.

Автор: Рустам Нугуманов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий