Низами Гянджеви – обличитель порока, приверженец морали и почитатель Слова Божьего

«Ни с кем не делит Бог своей верховной воли// Все – исполнители веления, не боле!// У исполнителей вовек не станет сил,// Чтоб изменить пути Им созданных светил.// Не сокрушить того, что создал Бог когда-то,// Всем вихрям не умчать ни капли аромата.// Да славится Творец, что смертный наш удел// Дивит всей стройностью своих великих дел!»

Эти строки принадлежат одному из самых популярных азербайджанских поэтов, который оказал неизгладимое влияние не только на своих современников, но и на всю тюркскую и восточную поэзию, на десятилетия вперёд дав сюжеты для творчества. Неудивительно, что его чтят и помнят сегодня, обращаются к его произведениям в поисках вдохновения и вновь обличают в слова столь полюбившуюся всем историю двух влюблённых – Лейли и Маджнуна, давая им новые имена.

Так, в стенах Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета по инициативе Региональной общественной организации «Азербайджанская национально-культурная автономия Республики Татарстан» состоялся первый симпозиум «Низами Гянджяви и тюркский мир». В мероприятии приняли участие не только представители научного сообщества и студенты, но и зарубежные эксперты.

Кто же такой Низами Гянджеви? Это великий поэт-романтик, внёсший неоценимый вклад в поэзию, буквально став родоначальником реалистического стиля в восточной литературе и популяризируя разговорную речь в поэзии.

Настоящее его имя – Низамаддин маул Абу-Мухаммед ибн-Ильяс ибн-Юсуф ибн-Зека. Известно, что его отец Юсуф ибн Заки был родом из города Кум, расположенного на территории Ирана. Сам Низами родился и вырос в древнем городе Гянджа (отсюда и получил свой псевдоним – Гянджеви). Семья мальчика обладала средним достатком, зарабатывая на жизнь рукоделием. Родители маленького Низами умерли рано, и мальика забрал к себе Ходжа Умар – дядя по материнской линии. Мальчик вырос образованным, начитанным и разносторонне развитым.

Выступление Хатипа Миннегулова

На становление Гянджеви, как поэта, огромное влияние оказали персидские творцы Фирдоуси и Гургани. Создавая свои поэмы, Низами виртуозно описывал музыкальные инструменты, исполнителей, звуки и запахи природы. Поразительны познания сочинителя в таких областях, как медицина и астрономия. Поэт рассказывал о небесных телах и созвездиях, многие из которых были официально открыты через сотни лет после его смерти.

Ещё при жизни Низами Гянджеви обрёл славу среди современников. Его стихи декламировали великие падишахи, а философские труды изучали ведущие учёные мужи разных государств. Но всемирную известность поэт получил после появления первых переводов на европейские языки, основная часть из которых была сделана в конце XVIII – начале XX века.

За последние тридцать лет жизни Низами создал пять больших поэм («Пятерица»), общим объемом около шестидесяти тысяч строк. «Сокровищница тайн» написана между 1173 и 1180 годом, «Хорсов и Ширин» закончена в 1181 году, «Лейли и Меджнун» – в 1188 году. Эти три поэмы относятся к периодам молодости и зрелости поэта. Жалобы на старость и болезни появляются в поэме «Семь красавиц», завершённой в 1197 году, когда Низами было около шестидесяти лет. В законченной около 1203 года «Искандер-наме» заметны следы торопливости, вызванной, возможно, предчувствием близкой смерти. Создание такого «поэтического гиганта», как «Пятерица», по праву считается поэтическим подвигом Низами.

Высоко оценивая силу слова, Низами через поэтические строки старался наставлять читателей на путь истинный. Он яро выступал против всего, что угнетает человека и принижает его. Речь могла идти не только о деспотизме правителей, но и о самых низменных чувствах рядового человека. Его поэму «Сокровищница тайн» по праву можно назвать сокровищницей мудрых назиданий, учебником жизни. В ней нет единого сюжета, это целый свод нравоучительных повествований, через которые можно видеть, как гневное осуждение социальной несправедливости, развенчание произвола и насилия власти, так и высмеивание таких отрицательных черт человека, как корысть, предательство, лень, угодничество и т.п. Относясь с большой симпатией к представителям простого народа, поэт в своих произведениях выводит яркие образы смелых, честных тружеников, противопоставляя им власть имущим, погрязших в алчности.

Книги Низами Гянджеви поражают читателя познаниями автора в философских, медицинских, астрономических и религиоведческих вопросах. Поэт в совершенстве изучил Коран и часто цитировал его строки в своих сочинениях.

В одном из своих бессмертных произведений – «Лейли и Маджнун» – Низами сохранил для потомков древнюю арабскую легенду. Согласно преданию, Кайс и Лейли, юноша и девушка из одного племени, любят друг друга, но окружающие осуждают чрезмерную силу чувств, которые проявляет Кайс. За это он получает прозвище Маджнун (что значит «безумный»). Тоскуя по Лейли, Маджнун слагает трогательные газели о своей любви, чем вызывает злость и осуждение со стороны соплеменников, ведь у бедуином прославлять женщину в стихах считалось позором. При жизни возлюбленные так и не соединились, и умерли в разлуке, однако в сознании Маджнуна они уже давно составляли единое целое. Исследователи творчества Низами уверены, что эта поэма воплощает собой суфийскую концепцию платонической любви как ступени к постижению Бога.

Бахром Мустафаев

По словам председателя РОО «Азербайджанская национально-культурная автономия Республики Татарстан» Бахрома Мустафаева, творчество Низами Гянджеви оставило неизгладимый след не только в поэтическом мире, но и в жизни простых людей, его земляков и современников. В свою очередь профессор кафедры общего языкознания Альфия Юсупова рассказала участникам симпозиума о жизни и творчестве Низами Гянджеви.

Учитывая крепкую и тесную связь между азербайджанским и татарским народом, нельзя не упомянуть и о том, какую роль сыграл Гянджеви в духовной жизни татарского народа, в развитии татарского словесного искусства. Герои, образы, сюжеты и мотивы поэтв встречаются в произведениях Саифа Сараи, Мухаммадьяра, Г.Кандалыя, Дэрдменда, Габдуллы Тукая и других татарских поэтов. Тукай, одним из литературных псевдонимов которого был «Маджнун», в стихотворении «Любовь» использует имена героев Низами Гянджеви как олицетворение великой любви. Об этом рассказал заслуженный деятель науки Российской Федерации, профессор кафедры татарской литературы Хатип Миннегулов.

В мероприятии в режиме онлайн также приняли участие проректор по международной деятельности Азербайджанского государственного педагогического университета Махира Хусейнова и доцент Университета Мармара (Стамбул) Махди Генжяли, земляк Низами Гянджеви Эльман Нариманов.

Автор: Ильмира Гафиятуллина

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика