О языковых перипетиях в Татарстане

Татарский язык потерял статус обязательного

Татарский язык потерял статус обязательного

Теги:

16
29 Ноября 2017г. (10 Раби аль-авваль)
В Татарстане решен вопрос об обязательном преподавании татарского языка – окончательно и бесповоротно. Теперь государственный язык Республики Татарстан можно изучать «добровольно, на основе письменного согласия родителей, в пределах до 2 часов в неделю, за счет части, формируемой участниками образовательных отношений».

Незадолго до этого первый заместитель Духовного управления мусульман РФ Дамир Мухетдинов придал дискуссии по данной проблеме дополнительный импульс. Он задался вопросом, почему в Российской Федерации должно быть обязательным изучение русского языка? Многие СМИ процитировали Мухетдинова, переведя фрагменты выступления с татарского на русский. При этом была упущена или намеренно опущена мысль о том, что в Российской Федерации и языки малых, и языки больших народов имеют равные права («Анда барлык телләр дә тигез, азсанлы халыкларныкы да, күпсанлы халыкларныкы да»), то есть могут существовать и в качестве государственных языков в своих республиках.

Мухетдинов указал на пример Дагестана, где был назначен новый исполняющий обязанности главы республики, не связанный с ней ни религиозными, ни этническими узами. «Если в национальной республике мы препятствуем изучению родного языка, то завтра в национальной республике, по примеру Дагестана, могут представить человека, не принадлежащего к этой национальности и религии», – сказал представитель СМР в интервью татароязычной версии портала «Татар-информ». (Милли республикада туган телне өйрәнүне тыябыз икән, иртәгә милли республикада, Дагыстан мисалында кебек, шушы милләткә, диннәргә карамаган кешене тәкъдим итәргә мөмкиннәр).

В свою очередь, те, кто представляет интересы федерального центра, высказывают свою точку зрения. И сводится она к тому, что в национальных республиках (в первую очередь, Татарстане, Башкортостане, Якутии) «национальная элита стала формулировать свой социальный заказ в виде формирования этнического самосознания».

У Центра, что называется, своя правда: вопросы безопасности и экономического развития требуют и контроля над всей территорией Федерации, и лояльности всего населения. В связи с этим вперед выдвигается понятие российской общегражданской идентичности, когда все граждане, населяющие Российскую федерацию, в первую очередь определяют себя как граждан одной страны, независимо от всех других факторов.

В оценках ситуации в Татарстане со стороны представителей Центра прямо проходит мысль о том, что республика нарушает этот принцип, в том числе, навязывая тем, кто не относится этнически к татарам некое «отатаривание», включающее в себя  обязательное изучение татарского языка.  Это трактуется как наследие 90-х годов прошлого века, когда некоторые национальные республики взяли суверенитета не только, сколько смогли, но и сколько захотели.

В лихие 90-е апофеозом «праздника непослушания» в национальных республиках стала восприниматься дудаевская Чечня. После ее трудного «замирения» российская правящая верхушка, похоже, сказала себе, имея в виду новую кавказскую эпопею: «Никогда больше». Ельцинское наследие 90-х стало изживаться, в том числе и с помощью образования, которое было унифицировано по всей России, в том числе и с помощью ЕГЭ.

Кроме всего прочего эпопея с обязательным татарским языком несла в себе все элементы административно-чиновничьего произвола, включая угрозы родителям лишить их родительских прав за отказ изучать его.

Хочется кому-то или не хочется, но надо признать тот факт, что именно язык, на котором говорит большинство живущих в данной местности дает возможность получать знания по многим отраслям науки и техники. В России подавляющее большинство населения составляют русскоговорящие люди. Никто же не возмущается тем, что нужно учить основной международный язык – английский. А ведь именно на этом языке говорили проклятые английские колонизаторы, истребившие миллионы мусульман, и говорят пресловутые «пиндосы», организовывающие бесчисленные «гуманитарные» бомбежки стран с мусульманским населением.

Что же касается идей Дамира-эфенди о том, что во главе национальной республики могут поставить человека, не принадлежащего к титульному этносу, то на сайтах русских националистов уже давно обсуждается «рецепт» для Татарстана: поставить во главе крящена – крещенного татарина. А что? Ведь татарские «отцы нации» столько сделали, чтобы за их счет увеличить число представителей титульной национальности в республике. Вот теперь пусть и получают: «Татарин? Татарин, хоть и крещенный. Татарским зыком владеет? Владеет!»

В Российской империи у мусульманских народов не было ни своих республик, ни министерств образования, ни школ с государственным финансированием. Царский режим проводил политику христианизации. Несмотря на все это, мусульманские народы сохранили и свою веру, и свой язык. Но как только на свет появилась немногочисленная группа национальных интеллигентов, первое, что она сделала – призвала соотечественников и единоверцев учить русский язык, ибо болевшие душой за свои народы национально ориентированные интеллектуалы понимали, что только таким путем можно ускорить национальное развитие.

Возвращаясь к ситуации наших дней, хочется сказать – культивирование национального наследия и его развитие – сфера духовная, а наши национальные начальники в своих партшколах этому не обучались. Их ведь учили увеличивать надои и «центнеры с гектара», а не духовное самоощущение. Не хватает нам инженеров человеческих душ, а те, что есть, не могут подобрать аргументы, которые бы сподвигли бы их соплеменников к сохранению и развитию национального наследия.

За годы «переваривания» полученного суверенитета в республике так и не было создано площадок, где бы могла реализоваться амбициозная татарская молодежь, и не только из Татарстана. А ведь успешную самореализацию можно было бы увязать со знанием татарского языка. Это, кстати, понимают татары из других регионов, «голосующие ногами» отнюдь не за Казань, а за Москву.

А пока Центр перед выборами еще раз продемонстрировал, что он может эффектно защитить права русскоязычного большинства в любом регионе, имея рычаги влияния на местных «элитариев».

Что же до языкового вопроса, то не зря гласит известная шутка: "нам, татарам, все равно..." Если в соответствии с тезисом Путина, кто-то упорно не хочет учить татарский, чувашский или «равный» по статусу русский, может попробовать себя в углубленном изучении английского или китайского. Тем более, что последнему в недалеком будущем предрекают весьма хорошие перспективы на евразийском пространстве.

Автор: Ильдар Мухаметжанов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Динар Заман 30 Ноября 2017г.
Ответить

"Ком җыелып таш булмас, кол җыелып баш булмас"- болгар халык мәкале. Тормыш күрсәтте,- постсовет дәверендә, хәзерге татар түрәләре белән алып барылган сәясәт үзен акламады- икътисадны (экономиканы) саклап һәм үстереп кенә, телевизордан татарча җыр- бию күрсәтеп кенә татарлыкны саклап калып булмый (татарлык ул өч нигездән тора: 1) Ислам дине; 2) татар (кыпчак) теле; 3) болгар гореф- гадәтләре, болгар менталитеты (болгар менталитеты ул- гасырлар буе болгар халыкында формалашып килгән шәһри мәгърифати мәдәният (городская просветительская культура)- хезмәти нигездә формалашкан укый-яза белү ихтыяҗ...
Читать дальше

SamirAga 30 Ноября 2017г.
Ответить

К изучению татарского языка ещё вернуться, в этом нет сомнений даже. Уже через несколько лет.

Muslimov 30 Ноября 2017г.
Ответить

Дуңгызлар мыркылдый, татар милләте яши.

Muslim__ 29 Ноября 2017г.
Ответить
-1

"Кроме всего прочего эпопея с обязательным татарским языком несла в себе все элементы административно-чиновничьего произвола, включая угрозы родителям лишить их родительских прав за отказ изучать его.". ------- Угу. Автор манкурт. Сейчас за отказ от принудительно навязываемого изучения НЕРОДНОГО чужого русского языка 11 лет (он для жизни 99% людей в таком объеме точно не нужен, а это издевательство), родителей мооут лишить родительских прав.

Muslim__ 29 Ноября 2017г.
Ответить
-1

Они думают, что так борются против Ислама, против мусульман, против татарского народа и языка, но, ин ша Аллаh, все это Аллаh обернет в осознание татарами своей идентичности, к возрождению аль уаля уаль бара и к остановке процесса манкуртизации нашего народа. О, Аллаh, оберни все козни их против них же самих, укрепи в Исламе наш народ и всех остальных мусульман, объедини наши сердца и даруй нам успех в обоих мирах. Амин.

Muslim__ 29 Ноября 2017г.
Ответить
-1

"А вообще, кардэш, во всей этой ситуации, НЕЗАВИСИМО от принятого окончательного решения об обязательности/добровольности преподавания татарского в школах, татарский народ уже получил от этой ситуации ОГРОМНЫЙ плюс для своего сохранения. Если раньше, в принципе, большинство не задумывалось о национальности, о родном языке и т.п., люди массово вступал в смешанные "браки" и т.д., то сейчас всех резко заставили задуматься и определиться, кто он по национальности, кто его дети по национальности (особенно, этот вопрос оказался актуален в смешанных браках), какой у него родной язык и т.д. Да, ...
Читать дальше

ExMuslim 29 Ноября 2017г.
Ответить

Автор статьи нагло перевирает факты и разжигает - видимо, привык за пайку выслуживаться