О мягкости к братьям и сестрам в месяц Рамадан

Рамадан - такое же время единения сердец мусульман, как и коллективная молитва

Рамадан - такое же время единения сердец мусульман, как и коллективная молитва

Теги:







0
25 Сентября 2007г. (13 Рамадан)
Пост в месяц Рамадан имеет множество аспектов: физиологический, гигиенический, дисциплинирующий, социальный, политический, этический, духовный. Многие мусульмане, увы, гипертрофированно подчеркивают важность некоторых сторон поста, увы, полностью игнорируя некоторые другие его нюансы и пласты смысла.



Такие братья и сестры тщательно прочищают зубы и промывают рот после сухура (утреннего завтрака), боясь проглотить оставшийся налет зубной пасты или застрявший между зубами кусочек мяса; они аккуратно сплевывают слюну, если им показалось, что она смешалась с запахом какой-то готовящейся еды и приобрела ее вкус; они осторожнейше проверяют по расписанию, наступило ли время разговения, чтобы, не дай Бог, не совершить ошибки; они тщательно взвешивают все "за" и "против", являются ли они в какой-то день путешественниками, которым не дозволено поститься, или нет.



При этом даже в дневное время подобные мусульмане вступают в ожесточенные перепалки по второстепенным вопросам фикха или по сомнительным и неоднозначным вопросам богословия и исламской политики, с пеной у рта доказывая свою правоту и доходя до прямых и порой очень жестких оскорблений в адрес оппонентов – своих братьев по вере, задевая их чувство собственного достоинства и порой раня их душу и чувства. Не говоря о том, что в принципе такая манера ведения дискуссий недостойна мусульман, в Рамадан она категорически запрещена. Не случайно Святой Пророк (мир ему) говорил, что тому, кто не сумеет в дни благословенного Рамадана воздержаться от злобы и склочности по отношению к людям, не имеет смысла отказываться от еды и питья. Рамадан – месяц умиротворения и успокоения бушующего нафса мусульманина, время их духовного, социального, политического, эмоционального единения.



Безусловно, есть круг вопросов, по поводу которых в исламской умме есть расхождения. Это достаточно широкий спектр проблем – от вопросов политики (к примеру, выживания исламского сообщества в условиях немусульманской страны, легитимности восстания против несправедливого тирана и т.п.) до чисто ритуально-фикховых тем (сюда входят пресловутые споры о дозволенности или запретности музыки, рисования, некоторых спортивных игр и т.д.). Рамадан – оптимальный период для того, чтобы полуграмотные мусульмане не раздирали на себе одежды в пылу жаркого спора не доказывали до хрипоты свою точку зрения, которую, как им кажется, они подтвердили "далилями" в виде вырванных из практики Пророка (мир ему) эпизодов или аятов Священного Корана (смысл которого большинству из них не ясен), или же вообще "результатов внутреннего духовного прозрения и озарения", а на самом деле – выплеснутых из потаенных слоев своего неуемного нафса.



Вместо этого мусульманам стоило бы сообща изучать те или иные неясные вопросы фикха, теологии и исламской политики, сосредоточившись на поиске ответов в Священном Коране (который во время Рамадана следует штудировать и читать с особой внутренней отдачей и глубоким размышлением над смыслом его аятоы) и изучении трудов ученых-муджтахидов, вынесших свои решения по спорным вопросам с помощью кропотливого изучения основных источников Ислама – Корана и Сунны. Такие уроки должны проходить в атмосфере взаимной дружелюбности, а не напряженного "затишья в схватке перед интеллектуальным боем", после которого "победивший" спорщик будет упиваться доказанностью собственной правоты. Рамадан – прекрасное время для того, чтобы не только осознать умом, но и ощутить сердцем, насколько такой способ общения между мусульманами далек от этики Святого Пророка (мир ему).



Терпимость к братьям и сестрам – в принципе очень важное и трудно воспитываемое качество, для культивации которого опять-таки Рамадан подходит оптимальным образом. Сколько фитны, сколько ненужных склок и вражды вносят в умму самого низкого пошиба сплетни и домыслы относительно степени праведности того или иного мусульманина или мусульманки – словно судящие их представляют собой сборище святош, достигших вершин благочестия! Между тем, никто не вправе вмешиваться в жизнь другого человека и выносить суждения о его моральном облике и внутренней низости или благородстве, пока человек откровенно не проявил собственную подлость в своих поступках.



Если человек делает нечто, укаладывающееся в понятие "халяль" – всех окружающих вообще не должно волновать содержание этого халяля (сколько у кого там было жен, мужей, кто с каким другом или учителем разошелся, какие идеи раскритиковал), это вопрос исключительно личной ответственности мусульманина перед Всевышним. Границы же свободы человеческой мысли – в рамках адекватного прочтения и признания Таухида и неотделимых от него доктрин (усуль-ид-дин – то есть основ веры). Если человек понял, что нечто не есть Таухид, он ни перед какими учителями и шейхами этого не-Таухида и псевдо-Таухида ответственности уже не несет. Ислам делает человека свободным, а не рабом личностей и общественного мнения. Мусульманин дает присягу на всю жизнь Всевышнему Аллаху, и только следование Его пути – мерило всех вещей, и только измена этому пути – предательство. И именно в этом – подлинная, ничем не замутненная свобода.



С другой стороны, это не означает, что мусульманин в своей жизни может ограничиться лишь критериями "халяль" и "харам" и "не заморачиваться" над вопросами этического порядка, считая это "философской мутью", "кяфирским ханжеством", или "любовью к ближнему как дурной любовью к самому себе". Строго держаться халяльного и сторониться харама, и при этом самодовольно считать, что этим исчерпывается Ислам – значит обрекать себя на понимание Ислама на довольно поверхностном уровне.



Безусловно, существуют категории нравственного долга и благородства, должного быть присущими этике мусульманина. Но ведь только Всевышний знает наш ният, знает, что в наших сердцах – то, насколько мы искренни в своем стремлении к Нему, почему и ради чего совершаем те или иные поступки, порой ханжески трактующиеся обществом в качестве "халяльных, но все же некультурных, аморальных, некрасивых...(нужное подчеркнуть)".



Обо всем этом знает только Аллах, и лишь Ему ведомо, что в сердцах. Он Знающ, Мудр, Он видит, у кого в сердце – самодовольное елейное размягчение от халяльной благости, у кого – злоба и готовность крушить все и вся, у кого – спокойное, сосредоточенное ощущение счастья от обладания миссией искреннего служения Единственному, у кого – надрывная попытка стать хорошим мусульманином, а не формалистом-ритуалистом, у кого – боль одиночества и экстатическая преданность Богу и поиск Его Милости...



А наша же задача – в месяц Рамадан укреплять ряды Его религии, Его уммы, Его партии (в Святом Коране обозначенной как ХизбАллах) – не только путем внешних построений на коллективную молитву, но и с помощью переосмысления собственных ошибок, прощения обид, приближения к Аллаху через умаление собственного высокомерия и проявления большей чуткости и понимания к брату или сестре, к их проблемам, к их боли. Приглядитесь – может, кто-то из ваших друзей-мусульман элементарно нуждается в пропитании и моральной помощи – ведь недаром Святой Пророк (мир ему) говорил, что истинно нуждающийся как раз не будет афишировать свою нужду.



Может, кто-то из родственников ваших знакомых мусульман, с кем вы общаетесь изо дня в день, тяжело болен и отчаялся в спасении от все более агрессивных приступов болезни? Возможно, кого-то одолевают моральные муки и терзания, а чей-то некогда счастливый, созданный на основе любви исламский брак трещит по кровавым швам? Наконец, когда вы счастливой гурьбой выходите из мечети, прочитав вечерние намазы и от души "поифтарив", полакомившись пахлавой и наевшись плова с изюмом, приглядитесь – может в стороне стоит молодая девчушка в зябком летнем манто и платочке, которую родители выгнали из дома за то, что она исполняет предписания Ислама? Может, она сейчас судорожно обзванивает подруг и ищет ночлег, находясь в постоянном страхе, что кончится баланс на ее маленькой старой трубочке мобильника – а мечеть закрывается сразу после ночного намаза и строгий "смотрящий" не пустит сестру переночевать: здесь не арабские страны, где практически любая мечеть может стать ночным приютом для путешественника, тут, знаете ли, свой "табельный распорядок"...Может, эта хрупкая, неприметная на вид сестренка подсчитывает мелкие звенящие круглые "двойки" и "путирублевки", прикидывая, хватит ли ей оставшейся мелочи на еще один чебурек?



Очень много вокруг боли, страданий, физических и душевных мук обездоленных, которых мы искренне не

замечаем или делаем вид, что нас это не касается, и страждущий сам "наломал дров" и создал себе проблемы. При этом мы считаем себя хорошими мусульманами, ибо молимся в положенное время, постимся от четко обозначенного утреннего времени до "окончания трудового дня" – совсем как на работе! – и носим просторные хиджабы в стиле casual от ведущих российских фирм-производителей. Однако это не исламская мораль и не исламская логика. Сострадание и реальная помощь обездоленным – это одно из важнейших положений Ислама. И когда, как не в месяц Рамадан, мусульманин должен преодолеть в себе восхищение собственной праведностью и исключительностью – и взрастить в своем сердце чуткость, мягкость, понимание, сочувствие – причем в лучшем случае не только по отношению к своим братьям-мусульманам, но для начала – по крайней мере к ним! И этим верующий способен снискать куда большее довольство Всевышнего, чем аккуратным выковыриванием кусочка финика, застрявшего в одном из зубов, за 10 минут до азана утреннего намаза.

Автор: Фатима Анастасия Ежова

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика