О побочных эффектах калама и тасаввуфа

О каламе и тасаввуфе[1] как науках Ибн Таймийя высказывается критически: «В постижении религии и ее научного знания у людей имеется один законный и два еретических пути. Первым из путей ведущих к вероотступничеству является метод калама, а вторым – линия аскетов и суфиев. Законный же путь сводится к следованию Сунне, переданной благороднейшим Посланником, а также в аргументации и действии в соответствии с ней.   Мудрость шариата, дарованного благороднейшим Посланником, искажена в книгах по каламу. Эта наука – путь, приводящий к сомнению; подавляющая часть из тех, кто занимался ею, в конце своей жизни оказались в смятении, а некоторые объявили о своем возвращении к вере большинства. (Естественно, это были люди, знающие и понимающие истину, ведь те, кто получает знания путем одного лишь таклида, конечно же, не впадут в смятение!) (1)[2]. Потому-то саляфы (мусульмане былых времен), запрещали заниматься наукой калама. Среди благородных сподвижников и почтенных таби‘инов не встречались те, кто доказывал сотворенность мира возникновением движения и покоя, тела (джисм) и субстанции (джавхар). Несмотря на то, что некоторые указывают в качестве причины порицания калама саляфами наличие в нем таких новоизобретенных терминов, как “субстанция”, “тело”, “акциденция” (‘арад), на самом деле, это не так. Поводом к порицанию калама является то, что он ложен по своей сути. Многие его принципы противоречат Корану и Сунне (1)[3].

В последние времена приверженцы тасаввуфа, связывая данный путь с ‘Умаром и ‘Али[4], сообщают о причастности их обоих к «хирке»[5]. По их мнению, у хирки ‘Умара имеется два иснада, один из которых через Увайса аль-Карани[6], а второй через Абу Муслима аль-Хавлани[7]. Иснад хирки ‘Али в одном случае проводят через Хасана аль-Басри, Хабиба ‘Аджами, Давуда Таʼи, Ма‘руфа Кархи, Сари Сакати,[8] Джунайда, в другом – через ‘Али бин Муса Рида[9], Ма‘руфа Кархи, Сари Сакати, Джунайда. Тем не менее данные иснады, с точки зрения науки иснадов, являются ложными (2)[10]. Нет сомнений в том, что Джунайд беседовал с Сари, а Сари с Ма‘руфом. Это подтверждено историей. Однако отсутствуют сведения не только о беседе Ма‘руфа Кархи с ‘Али бин Мусой ар-Рида, но даже об их встрече. Ма‘руф был всецело погружен в богослужение, отстранившись от мира в местечке под названием Карх[11]. ‘Али бин Муса же являлся престолонаследником халифа. Ни в одной книге, написанной о Ма‘руфе, нет сообщений о возможной встрече. Слова “Ма‘руф стал мусульманином рядом с ‘Али бин Мусой ар-Рида, служа у него привратником” являются ложью. Так же не достоверно то, что Ма‘руф беседовал с Давудом ат-Таʼи, а Давуд Таʼи – с Хабибом ‘Аджами. Знаменитые историки единодушны в том, что Хасан аль-Басри не общался с хазратом ‘Али (1)[12]. Он обучался у таких сподвижников ‘Али, как Ахнаф бин Кайс и Кайс бин ‘Аббад[13]. Как видите, у нас имелись сведения о тасаввуфе, иснады которого мы сочли необходимым проверить. Это и есть полученный нами результат – мы представили его здесь. Среди благородных сподвижников и таби‘инов вообще не существовало таких вещей, как облачение в хирку, шейхство[14] и муридство[15], муршидство[16] и дервишество[17]. Ни один из них не посвящал себя другому, но обучался нравственности и знаниям у тех, кто был рядом. Для них шейхи и учителя были подобны имамам в коллективной молитве и проводникам во время хаджа; они следовали за ними тогда, когда те были правы, и не следовали тогда, когда те ошибались. Во всяком случае, они не относились к шейхам и учителям как к идолам. Много тех, кто хвалит сторонников тесаввуфа, как и тех, кто их ругает, – те и другие проявляют одинаковую чрезмерность в преступании границ. В действительности же, нельзя отрицать, что среди последователей суфизма есть как очень хорошие и полезные люди, так и зловредные».

__________________________________-

[1] Тасаввуф – суфизм, мистико-аскетическое течение в исламе.

[2] (1)        «Я оставил все мнения калама

Вводящему нововведения,

который призывает ими к погибели.

Я придерживаюсь последователей хадиса, ведь они

Зовут к путям благонравия и прямоты.

Разве человек теряет какую-то цель,

Когда говорит: «Я следую за пророком Мухаммадом»», Бугйа аль-ву‘а. С. 246.

[3] (1) Мувафака сарих аль-ма‘куль ли-сахих аль-манкуль. Т. 1. С. 138-139.

[4] ‘Али Абу Талиб (правил 35-41/655-661 гг.) – четвертый праведный халиф и зять пророка Мухаммада.

[5] Хирка – духовное посвящение (дословно: ветхая одежда, тряпьё, которое мюрид одевает в знак признания и присяги шейху).

[6] Увайс аль-Карани. Увайс бин ‘Амир бин Харб аль-Карани (ум. 37/657) – табиин родом из Йемена, один из «восьми аскетов», почитается как святой, погиб в битве при Сиффине, сражаясь на стороне ‘Али.

[7] Абу Муслим аль-Хавлани (ум. 65/684) – табиин из Дамаска, один из «восьми аскетов».

[8] Хасан аль-Басри. аль-Хасан бин Йасар аль-Басри (21-110/642-728) – один из самых известных табиинов, богослов, знаток хадисов, аскет; к нему восходят силсилы множества суфийских орденов.

Хабиб ‘Аджами. Хабиб бин Мухаммад ‘Аджами аль-Басри (ум. 120/737) – мистик персидского происхождения, ученик Хасана аль-Басри.

Давуд Таʼи. Абу Сулайман Давуд ат-Таʼи (ум. 165/781) – знаменитый мистик.

Ма‘руф Кархи. Абу Махфуз Ма‘руф бин Фируз аль-Кархи (ум. 200/815) – знаменитый суфий из Багдада, одна из ключевых фигур тасаввуфа.

Сари Сакати. Абу аль-Хасан Сари бин аль-Мугаллис ас-Сакати (ум. 253/867) – суфий из Багдада.

[9] ‘Али бин Муса Рида (ум. 203/818) – восьмой шиитский имам, богослов, в 817 году халиф Маʼмун назначил его своим престолонаследником.

[10] (2) Ибн Таймийя не проявлял по отношению к современным ему суфиям такой же симпатии и любви, как к приверженцам хадиса и тафсира. И это неудивительно. Каждый человек, естественно, смотрит благожелательно на людей, разделяющих его убеждения. «Каждая партия радуется тому, что у нее». (Коран, 30:32). Ибн Таймийя в этом не исключение. Часть мухаддисов не принимает хадисы от некоторых шейхов тарикатов, называя причиной этого их приверженность суфизму. Ибн аль-Джавзи сказал о Газали и даже о Джунайде и Шибли: «Клянусь, эти свернули лист шариата, ох, если бы они не становились суфиями!». Ша‘рани передает от Абу аль-Хасана аш-Шазили: «Признаки святого известны лишь самим святым, как же может не святой отрицать святость какого-либо человека? Это всего лишь фанатизм, как мы видим это в наше время от Ибн Таймийи, когда он опровергает нас и наших братьев. Ибн Таймийя в тех своих произведениях, которые видели мы, отрицает не [наличие] святости в людях, а знание о чьей-либо святости. А это разные вещи.

(Ибн аль-Джавзи. Абу аль-Фарадж ʻАбд ар-Рахман бин ʻАли аль-Кураши (ум. 597/1200) – историк, правовед и мухаддис из Багдада.

Газали. Абу Хамид Мухаммад ибн Мухаммад аль-Газали ат-Туси (450-505/1058-1111) – богослов, правовед, философ родом из Ирана. Автор «Ихйаʼ ‘улум ад-дин» («Возрождение религиозных наук»).

Шибли. Абу Бакр аш-Шибли (247-334/861-945) – суфий персидского происхождения, ученик Джунайда.

Абд аль-Ваххаб аш-Ша‘рани (898-973/1492-1565) – египетский суфий и богослов, эпоним тариката ша‘равиййа.

Абу аль-Хасан аш-Шазили (593-656/1196-1258) – богослов и суфий из Марокко, основатель тариката шазилийа).

[11] Карх – район Багдада.

[12] (1) «аль-Хасан аль-Басри из числа больших табиинов, видел ‘Усмана и слушал его хутбу, видел ‘Али, и не достоверно, что слышал его». Табакатуль-мудаллисин. Хафиз Ибн Хаджар. С. 8.

[13] Ахнаф бин Кайс (ум. 67/687) – табиин, полководец.

Кайс бин ‘Аббад (ум. 80/699) – таби‘ин.

[14] Шейх – в данном случае наставник или глава суфийского ордена.

[15] Мурид – ученик суфийского шейха.

[16] Муршид – учитель, наставник в суфизме.

[17] Дервиш – нищенствующий суфий.



Из книги Ризаетдин Фахретдина "Ибн Таймийя"

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

imran saleeh 14 Октября 2018г.
Ответить

Ассаламу алейкум. Мир вам. Хотел бы обратиться к редакторам : Уважаемые редакторы, пожалуйста, если вы вознамеритесь писать что то о Пророке(мир ему и благословение) то не забудьте пожалуйста хотя бы фразы : (мир ему), (с.а.в) или иную форму благословения. Это очень важно для верующих . Я очень люблю читать и делиться вашими статьями со своими знакомыми. Но этот нюанс никак не даёт мне покоя. И я надеюсь что если вы отреагируете на мою просьбу, то по Милости Всевышнего, у вас приумножится количество читателей. Мир вам. Всех благ. С уважением "читатель

Джаудат 14 Октября 2018г.
Ответить

более того, при изучении усуль фикх первый пример правила того, что не все,что делал пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) является сунной, так это еда тыквы, которую любил лучший из людей.

странник 13 Октября 2018г.
Ответить
-8

Одна из правовых школ ислама, ханбализм, отвергает разум как инструмент познания истины. Основатель этой школы Ахмад ибн Ханбал до конца жизни не съел ни ломтика арбуза, поскольку не нашел свидетельств, что пророк Мохаммед ел арбуз. Одним словом, реакционная часть ислама запрещает мусульманину думать - исполняй, и не мудрствуй. Именно здесь проходит красная черта нашего заявления. Мы признаем не только Коран, не только пророка Мохаммеда, который принес на Землю религию ислам, но и разум, логику, знания, как инструменты познания своей религии и истории ислама. Мы вырвались за красные флаж

Яндекс.Метрика