Об истоках традиционного российского ислама

Фотография со II съезда мусульман России

Фотография со II съезда мусульман России

Теги:



0
07 Мая 2019г. (02 Рамадан)

К началу XX века в Стамбуле, Каире и Хиджазе существовали целые сообщества татарских студентов, а в 1909 году российские студенты даже организовали в Мекке «Научное общество» («Джамиййат илмийа»). В конце 1897 года в Каире обучалось 7 российских татар, в Стамбуле – 15, а в Медине – 42. В первые десятилетия XX века поток студентов из России в Хиджаз только увеличивался.

Штабс-капитан Абдульазиз Давлетшин, посетивший Хиджаз в 1898 году, дает следующую характеристику шакирдам Медины: «Я убедился, что здешние наши учащиеся выгодно отличаются от своих собратий из бухарских медресе: у них не заметно такого крайнего фанатизма и невежественного презрения ко всему, что не входит в сферу шариата, и ко всем, кто строго не следует по его узкому пути; питомцы Медины имеют значительно более широкий кругозор, более правильные взгляды и всем интересуются».(1

Шигабутдин Марджани придерживался схожих взглядов, полагая, что у шакирдов прошедших обучение в Бухаре имеются пробелы в образовании. Поскольку, по его мнению, в Египте и Турции наукам уделяли куда больше внимания, он отправил своего сына Бурхан ад-Дина на учебу в Стамбул.(2

Шакирды получившие образование на Ближнем Востоке и Египте сыграли важную роль в джадидском движении и просвещении российских мусульман.(3 Именно они впервые за многие столетия стали проявлять интерес к хадисоведению как во время занятий в медресе, так и в своих трудах Ризаэтдин Фахретдин (Р. Фахр ад-Дин) отмечал, что «в науках о священной книге и сунне, жизнеописании Посланника Аллаха и биографиях сподвижников молодые ученые нашего государства, опережают старых».(4

Известный религиозный деятель, издатель и писатель Г. Ибрагимов (1857-1944) пять лет обучался в медресе Медины.(5 В 1905 году он опубликовал книгу «1001 хадис» со своими оригинальными, выходящими за границы многовековой традиции экзегетики, комментариями,(6 и за свои трактовки некоторых хадисов был обвинен властями в панисламизме.

Зия Камали, богослов, основатель и ректор уфимского медресе «Галия», несколько лет был студентом философского факультета аль-Азхара, где познакомился с Мухаммадом Абдо, который занимал пост ректора и заведующего кафедрой теологии. М. Абдо предложил своему ученику после завершения обучения стать преподавателем университета, однако З. Камали отказался, так как стремился принести пользу мусульманам на своей родине.(7

В начале XX века студентом аль-Азхара стал и М. Бигиев. Он посещал лекции М. Абдо и активно работал в Национальной библиотеке Египта, собирая материал для своих трудов. После Каира он два года провел в Хиджазе, где изучал «Сунан» имама Насаʼи и «Муваттаʼ» имама Малика.(6

Бигиев написал несколько трудов по хадисоведению. Среди них «Ифадат аль-кирам шарх ахадис булуг аль-марам» – толкование труда Ибн Хаджара аль-Аскалани «Булуг аль-марам», «Китаб ас-сунна» – опровержение возникшей в Индии секте «Ахл аль-Куран». Так же им была издана «Муваттаʼ» имама Малика вместе со своим предисловием.(9

Одним из наиболее деятельных богословов в плане популяризации хадисоведения был Галимджан Баруди, муфтий, общественный деятель, основатель медресе «Мухаммадия» и главный редактор журнала «ад-Дин ва аль-адаб». Отучившись в Бухаре семь лет, он предпринимает путешествие по крупным образовательным центрам исламского мира. Эта поездка оказала огромное влияние на все его мировоззрение. В своих воспоминаниях Г. Баруди отмечает: «В 1886 году совершил путешествие в Стамбул, Египет, Хиджаз, совершил хадж, вернулся, обогатившись познаниями в области религии и укрепившись в своих мыслях о реформах медресе».(10 Спустя несколько лет ему было суждено еще раз побывать на Ближнем Востоке: в 1908 году по обвинению в панисламизме его отправляют в ссылку в Вологодскую губернию, и, вскоре получив разрешение на выезд из страны, он посещает Турцию, Ирак, Сирию и Египет. Фахр ад-Дин пишет, отмечая заслуги Баруди: «По нашим сведениям, старейшим из служащих существенным образом науке о хадисах в нашем государстве, по-видимому, является уважаемый Галимджан Баруди. Этот человек, включив в учебную программу книгу «Джами ас-сахих», которая является первой в Кутуб ас-ситта, на деле сам регулярно преподавал и даже несколько раз прошел ее от начала до конца и подготовил замечательных шакирдов».(11

---------------------------------------------------------

1 Фахр ад-Дин Р. Кутуб ас-ситта. Оренбург, 1910. Б. 53.

2 Давлетшин А. Отчет штабс-капитана Давлетшина о командировке в Хиджаз. Военная типография, 1899. С. 63.

3 Марҗҽни: Фҽнни-популяр җыентык. Казан: Җыен, 2010. Б. 52.

4 Дж. Валиди пишет, что преподавателей в новометодные школы «вербовали главным образом из воспитанников Медины, Каира и Константинополя». Валиди Дж. Очерк истории образованности и литературы татар (до революции 1917 г.). М.-Пг., 1923. С. 79.

5 Фахр ад-Дин Р. Кутуб ас-ситта. Оренбург, 1910. Б. 53.

6 Габдерҽшид Ибраһим: фҽнни-биографик җыентык. Казан: Җыен, 2011. Б. 19.

7 «Здесь автор, комментируя изречения Мухаммада, не ограничивается извлечением общего и прямого смысла, но не пропускает малейшего случая, чтобы отомстить своим противникам, которых у него больше, чем друзей. Здесь достается и старым муллам, не понимающим истинного смысла Ислама, и татарским социалистам 1905 года, отступающим от истинного пути, «шарлатанам мальчишкам»». Валиди Дж. Очерк истории образованности и литературы татар (до революции 1917 г.). М.-Пг., 1923. С. 101.

8 Алмазова Л. И. Зыяэтдин Камали – мыслитель, просветитель и религиозный деятель // Камали З. Д. Философия ислама: в 2 т. Казань: Татар. кн. изд-во, 2010. Т. 1. С. 12.

9 Гѐрмез М. Муса Джаруллах Бигиев. Перевод с турецкого: Хайрутдинов А. Г.. Казань, 2010. С. 20-21.

10 Там же. С. 155-156.

11 Юсупов М. Х. Галимджан Баруди. Казань: Тат. кн. изд-во, 2003. С. 49. 225 Фахр ад-Дин Р. Кутуб ас-ситта. Оренбург, 1910. Б. 53-54.


Из книги Рустама Гатина «Фахр ад-Дин Р. Кутуб ас-ситта»

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика