Обзор СМИ. 23.07.2019.

Реальное время

«Шабашки» башкирских хазратов: как Таджуддин пристроил семью, а заммуфтия оскандалился на мечети-долгострое

Имамам в глубинке зарплаты никто не платит, поэтому многие муллы вынуждены добывать себе средства на существование самостоятельно. Большинство живет на пожертвования и взносы благодетелей. Однако есть те, кто подрабатывает, получает дивиденды от владения долями в компаниях или даже ведет собственный бизнес. В среде исламского духовенства, в отличие от православного, это разрешено и абсолютно нормально. Аналитическая служба «Реального времени» внимательно изучила трудовые биографии мулл одного из крупнейших мусульманских регионов России — Республики Башкортостан. В первой части исследования мы остановимся на деятельности руководства его двух религиозных центров — ЦДУМ России Талгата Таджуддина и ДУМ РБ Айнура Биргалина.

В Башкирии более 70% религиозных организаций являются мусульманскими (порядка 1,4 тыс.). Они в свою очередь поделены между двумя центрами — Духовным управлением мусульман РБ, возглавляемым Айнуром Биргалиным, и Центральным духовным управлением мусульман России Талгата Таджуддина.

Практически каждую неделю-две в республике открывается новая мечеть. В структуре ЦДУМ России на территории Башкирии значится более 600 приходов. В ДУМ РБ, который входит в Совет муфтиев России Равиля Гайнутдина, числится почти 800 «домов Аллаха».

Несмотря на наличие в республике одного высшего и нескольких средне-специальных исламских учебных заведений (в том числе медресе), готовящих молодые кадры для работы в приходах, большинство имамов находятся в пенсионном возрасте. Вопреки различным обещаниям представителей руководства ДУМ РБ (поднять зарплату священнослужителей, каждого обеспечить автомобилем), хазраты по-прежнему не получают из Уфы ни копейки. Большинство содержатся на средства махалли. Кто-то живет на пенсию, продолжая трудиться имамом. К слову, среди таких пенсионеров немало бывших глав колхозов, сельсоветов, военнослужащих, милиционеров. Те, кто помоложе, работают учителями в школах, горняками на шахтах или даже периодически выезжают на Север.

Неплохим подспорьем для их финансового благополучия являются различные мероприятия: имянаречение, бракосочетание, похороны, поминки и прочие меджлисы. За оказанную услугу мулла получает определенную сумму. Нередки случаи, когда имамы параллельно с работой в мечети занимаются мелким бизнесом и на свои деньги содержат мечеть.

Начнем с самых верхних иерархов. Верховный муфтий Талгат Таджуддин, помимо ЦДУМ России, возглавляет РОО РУДН «Дом культуры и дружбы Королевства Марокко и Республики Башкортостан — Дар Аль Магриб».

Заботливый шейх уль-ислам не только трудится сам, но и вовлек в дела своих детей. Один из его сыновей, Зуфар Таджуддинов, имел долю в компании «Азиз бек», которая выпекала узбекские лепешки. Также он был гендиректором ООО «Издательство ЦДУМ» и частично владел рекламным агентством «Медина». Все фирмы зарегистрированы под одной крышей с ЦДУМ — Уфа, ул. Тукаева, 50. По тому же адресу находилась торговая компания «Аман», которой управлял еще один сын верховного муфтия — Гумар Таджуддинов.

Еще одна организация, ныне ликвидированная, тоже находилась в этом здании — фонд «Возрождение Булгар», директором которой был третий сын — Мухамед Таджуддинов. Вместе с тем Мухамед Таджуддинов наделен своим отцом множеством должностей и регалий: во-первых, муфтий; во-вторых, председатель Регионального духовного управления мусульман Республики Башкортостан (причем организации с таким наименованием в ЕГРЮЛ нет); в-третьих, руководитель администрации ЦДУМ России; в-четвертых, главный муфтий ПФО; в-пятых, полномочный представитель ЦДУМ при полномочном представительстве ЦДУМ России. Плюс член разных советов и ассоциаций.

За Мухамедом Талгатовичем, которого в окружении верховного муфтия в шутку называют «джуниором», числятся и 76% другой компании — туроператора «Булгар-тур», который отправляет паломников в хадж и умру. Фирма зарегистрирована в конце 2017 года.

Врио председателя-муфтия ДУМ РБ Айнур Биргалин, как выяснила аналитическая служба «Реального времени», до сих пор значится председателем местной мусульманской религиозной организации «Фатхислам». Кроме того, он является президентом благотворительного фонда «Данко» и индивидуальным предпринимателем. В качестве главы КФХ трудолюбивый имам занимается разведением лошадей.

В прошлом Биргалин был гендиректором и владельцем ООО «Таймас престиж», сферой деятельности которого значится «производство безалкогольных напитков, минеральных вод и прочих питьевых вод в бутылках». Компания развозила по квартирам и офисам питьевую воду в бутылях, на которых для пущей убедительности неизменно красовалась надпись «Халяль».
К слову, несмотря на то, что выборы главы муфтията состоятся только в ноябре, в системах «СПАРК» и других ресурсах раскрытия информации он фигурирует именно как «председатель-муфтий», без приставки «врио».

Другой фигурой, привлекающей еще большее внимание, является первый заместитель председателя ДУМ РБ Аюп Бибарсов. Он числится имам-хатыбом МРО им. Салавата Юлаева в Уфе. Добавим, так изначально предлагалось назвать строящуюся соборную мечеть на проспекте С. Юлаева, которую в итоге нарекли «Ар-Рахим». Однако управляемая им религиозная организация «прописана» в начале микрорайона Сипайлово — на ул. Б. Бикбая, 8. И по этому адресу находится панельная 9-этажка, но никак не мечеть.

Также он значится имам-хатыбом другой уфимской МРО — «Аль-Хабиб». Она находится на Сафроновском проезде, 58, корп. 1 — на карте это строение обозначено как хозяйственный корпус.

Возглавляет Бибарсов и еще одну организацию. 10 лет назад информационное поле Башкирии встряхнуло появление комитета по стандарту «Халяль» при ДУМ РБ. Вокруг комитета сформировался своеобразный клуб производителей халяльной продукции. Членство в «клубе» подразумевает своевременное прохождение сертификации и периодическое его продление. Все это стоит денег для членов — на оплату работы экспертов, деятельности комитета и т. п.

Тень на зама муфтия бросает скандальное ООО «Алтын курай», 25% которой принадлежат ему. Остальными 25% при учреждении фирмы владел Нурмухамет Нигматуллин и 50% — управделами Ильдар Ишеев. Именно эта компания была застройщиком мечети «Ар-Рахим», вокруг которой более 10 лет не угасают страсти. Заказчиком строительства, напомним, было ДУМ РБ. Средства поступали из фонда «Урал» Муртазы Рахимова. В 2016 году в организации обнаружили, что деньги идут не туда, куда следует, или, как официально озвучили, «расходуются не по целевому назначению». Спонсор, к своему удивлению, заметил аффилированность ДУМ РБ и «Алтын курай» (заказчика и подрядчика), в чем усмотрел конфликт интересов. В фонде возмутились тем, что для облицовки используется дорогостоящий греческий мрамор вместо отечественного, и поставили духовному управлению ультиматум. Финансирование стройки прекратилось, «Урал» подал несколько исков в суд, которые выиграл.

Долгострой в народе стали называть памятником башкирской коррупции. Очередные обещания давал бывший глава Башкирии Рустэм Хамитов. Но конфликт не был урегулирован. В конце прошлого года некоторые гарантии дал врио главы РБ Радий Хабиров после встречи с Рахимовым. Но когда все-таки распахнет свои двери верующим «самая большая отапливаемая мечеть в Европе», никто определенно сказать не может.


Кавказский узел

Борьба с магами дала повод для критики властей Чечни

Кампания по борьбе с магией в Чечне продолжилась публичными покаяниями задержанной за колдовство женщины. Открытый в Грозном при поддержке властей Центр исламской медицины также никак нельзя отнести к традиционной медицине, отмечают местные жители. Занятия магией - не повод для задержания силовиками, отметил адвокат Евгений Черноусов.
Как писал «Кавказский узел», в начале июля две жительницы Гудермеса были задержаны сотрудниками силовых структур за занятия магией, колдовством и целительством. Местные жители отметили, что гонения на знахарей и экстрасенсов в Чечне развернулись в 2013 году, когда на фоне объявленной главой Чечни борьбы с магами и колдунами были задержаны десятки людей, а некоторые пропали без вести.

Чеченские правоохранители задержали местную жительницу, которая обвинена в шарлатанстве и занятии колдовством. Репортаж об этом был показан в ночных новостях телеканала «Грозный» 17 июля.

В репортаже, в частности, говорится, что жительница Чечни (в репортаже приводится ее имя) ходила на кладбище, по ее словам, для уборки могил, но при этом носила с собой фотографии людей, различные бумаги с непонятными надписями и прочее, занимаясь колдовством.

«Они занимаются колдовством, сводят людей с ума, разлучают людей, немало сыновей с родителями разлучили, жен с мужьями», - заявил на чеченском языке, указывая на женщину, представитель духовенства Адам Эльжуркаев, чьи слова перевел корреспондент «Кавказского узла».

«Есть лишившиеся разума, лежащие в больницах. Мы видим, как в открытый нашим падишахом (главой Чечни Рамзаном Кадыровым) Исламский центр приходят люди. Всех их эти (люди) разума лишили», - добавил он.

Центр исламской медицины был открыт в Грозном в 2008 году. Инициатором открытия специального лечебного учреждения для людей, которые пострадали от лжецелителей, знахарок и шарлатанов, занимающихся наведением порчи и черной магией, стал муфтият республики. По словам сотрудника муфтията, ежедневно центр принимает до ста больных, большинство пациентов - «люди, одержимые джиннами».

Богослов спросил у женщины, зачем она плавила свинец, на что та сказала, что делала это для излечения детей от испуга, и что так поступают другие. На вопрос, каким образом можно излечить дистанционно больного путем плавления свинца, она не ответила.

В видеоролике говорится, что колдовство считается в исламе страшным грехом, а представитель духовенства заявил, что обращающиеся к колдунам лица не считаются мусульманами, и даже если верующий просто посетил таких людей, то его намаз не принимается.

Авторы материала подчеркнули, что женщину выявили сотрудники полиции и представители муфтията. Врио заместителя начальник полиции по ООП ОМВД России по Грозненскому району Гирихан Ахметгиреиев, комментируя задержание женщины, заявил, что ее родственники обязались следить за женщиной и «не допускать подобных нарушений с ее стороны», а также отметил, что «данная работа (по выявлению магов и целителей) будет продолжена в дальнейшем».

Местные жители сообщили 22 июля корреспонденту «Кавказского узла», что новые задержания людей по обвинению в занятии магией и колдовством свидетельствуют о начале новой кампании.

«Наши власти с одной стороны ведут борьбу с целителями, а с другой делают то же самое. Действующий у нас в Грозном Исламский центр нетрадиционной медицины тому подтверждение. Там и джиннов изгоняют, и кровопускание делают, другие разные процедуры. Колдуны и гадалки - это одно. Но ведь есть у нас в республике и те, кто действительно лечил людей, им-то почему запретили работать?» - задается вопросом грозненец Сахиб.

Занятия магией или колдовством - не повод для задержания силовиками в светском государстве, если не нарушено уголовное или административное законодательство, сказал корреспонденту «Кавказского узла» московский адвокат Евгений Черноусов.

По его словам, в подавляющем большинстве случаев, дошедших до возбуждения дела, правоохранители усматривают в действиях магов мошенничество, однако отдельной статьи за колдовство в российском Уголовном кодексе или Кодексе об административных правонарушениях не существует.


Голос Ислама

Участников акции крымских татар в Москве вызывают в российскую полицию

На Красную площадь в Москве 10-11 июля выходили крымскотатарские активисты, чтобы поддержать фигурантов «дела Хизб ут-Тахрир»*, после чего они были задержаны полицией, напоминает «Голос Ислама».

Одним лишь московским задержанием для активистов эта история не закончилась. Как сообщает общественное объединение «Крымская солидарность» со ссылкой на адвоката Назима Шейхмамбетова, теперь их вызывают в отделение российской полиции, уже в Крыму.

«Согласно данным сообщениям, некоторым участникам акций в Москве поступили звонки со стороны правоохранительных органов с приглашением их в отделение полиции для некой «беседы». Более подробной информации у нас пока нет», – говорит адвокат.

По его словам, в отношении этих крымчан, после задержания в Москве, уже составлены админпротоколы о правонарушениях. Адвокат расценивает происходящее как «попытку давления на людей, выразивших свою позицию».

«На данный момент, фактически, юридических оснований для их вызовов нет. За исключением того, что инициирована некая проверка, в рамках которой этих людей могут опрашивать. Мы предполагаем, что возможно инициирована проверка по данному факту в Крыму для того, чтобы провести какие-то оперативно-розыскные мероприятия» – считает Назим Шейхмамбетов.

Публичных комментариев представителей российских силовиков в аннексированном Крыму по данному поводу нет.

«ГИ» передает, что в Москве 10-11 июля российская полиция задержала более 50 человек, которые пришли под здание Верховного суда России поддержать Зеври Абсеитова, Ремзи Меметова, Рустема Абильтарова и Энвера Мамутова. В числе задержанных также были крымские татары, которые вышли на Красную площадь с плакатами: «Прекратите репрессии по национальному и религиозному признаку в Крыму», «Борьба с «терроризмом» в Крыму – это борьба с инакомыслием», «Наши дети не террористы» и другие.

* - запрещены в РФ


ТАСС

Дети пройдут обучение религиозным дисциплинам в летнем лагере «Салям» в Карачаево-Черкесии

Дети в возрасте от 7 до 16 лет пройдут обучение религиозным дисциплинам в духовно-просветительском лагере «Салям» в городе-курорте Теберда Карачаево-Черкесии. Об этом ТАСС рассказал директор регионального благотворительного фонда «Территория милосердия» Артур Кииков.

«Мальчики и девочки в возрасте от 7 до 16 лет пройдут двухнедельное обучение религиозным дисциплинам в детском духовно-просветительском лагере «Салям», - сказал он.

По словам Киикова, обучение началось 20 июля и закончится 5 августа, более 60 школьников приехали в город-курорт Теберду. Для детей будут организованы экскурсии, походы и спортивные занятия. Помимо отдыха, им предстоит пройти обучение в религиозных направлениях: обучение чтению корана, обучение столпам ислама и имана, изучение истории пророков, обучение арабской письменности и чтению. Также будут проведены лекции на тему «Любовь к Родине» и уроки горского этикета.

Детский духовно-просветительский лагерь «Салям» проводится региональным благотворительным фондом «Территория милосердия» при поддержке духовного управления мусульман Карачаево-Черкесской Республики. Занятия проводятся третий год подряд, в 2018 году лагерь посетило более 100 детей, поясняет ТАСС


ДУМ Республики Татарстан

Муфтий РТ принял участие в церемонии присвоения степени почетного доктора главе Всемирной Исламской Лиги

Муфтий Татарстана Камиль Самигуллин в Москве принял участие в торжественной церемонии присвоения степени доктора Honoris causa Института Востоковедения РАН Генеральному секретарю Всемирной Исламской Лиги Мохаммеду бин Абдул-Кариму Аль-Исе. Почетными гостями церемонии также стали заместитель Премьер-министра РТ – Полномочный представитель Республики Татарстан в Российской Федерации Равиль Ахметшин, заместитель директора Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования Али Вячеслав Полосин, заместитель муфтия РТ по образованию, ректор РИИ Рафик хазрат Мухамметшин, директор Института международных отношений КФУ Рамиль Хайрутдинов, ответственный секретарь Совета улемов ДУМ РТ Рустам хазрат Нургалиев и другие.

Диплом о присуждении ученой степени и мантию шейху вручил научный руководитель Института Востоковедения РАН, доктор исторических наук, академик Виталий Наумкин.

В апреле текущего года делегация Королевства Саудовской Аравии во главе с Генеральным секретарем Всемирной исламской лиги Мохаммедом бин Абдул-Каримом Аль-Иса посетила Татарстан. Гости ознакомились с деятельностью ДУМ РТ, а также встретились с Президентом РТ Рустамом Миннихановым и муфтием РТ Камилем Самигуллиным. Итогом встречи стало подписание договора о сотрудничестве между Всемирной исламской лигой и Централизованной религиозной организацией – Духовным управлением мусульман Республики Татарстан. Документ подписали Генеральный секретарь Всемирной исламской лиги Мохаммед Бин Абдул-Карим Аль-Иса и муфтий, председатель ДУМ Татарстана.


ДУМ Тюменской области

Мусульмане Тюменской области отпраздновали Сабантуй

В деревне Тураево Тюменского района Тюменской области прошёл традиционный праздник, ознаменовавший завершение пахотных работ. Его гостями стали жители Тюмени и сёл тюменского района. На Сабантуе присутствовали руководители мусульманских религиозных организаций, представители татарской интеллигенции и активисты молодёжных, национальных и религиозных объединений, муфтий Тюменской области Зиннат  Садыков, директор Исламского просветительского центра ДУМ ТО Искандар  Юсупов, глава Тюменского района Светлана Иванова и другие.

Обширная территория, на которой проходил Сабантуй, вместила национальные подворья татарских населённых пунктов Тюменского района, в каждом из которых угощали блюдами татарской кухни, веселили народными танцами и песнями. Центральное место по традиции уделили спортивным состязаниям, в особенности – борьбе на поясах (куреш).

В своем приветственном слове муфтий Зиннат Садыков сделал акцент на том, что Сабантуй – общий для всех праздник: «Тюменская область является родиной для многих народов. Среди наследия наших предков есть красивая татарская традиция – отмечать Сабантуй, праздник окончания сева, праздник плуга. Этот праздник любят не только татары, в праздновании Сабантуя принимают участие представители всех национальностей и это является нашей гордостью».


Интерфакс

Духовенство просит власти Ингушетии освободить из-под стражи женщину, арестованную по делу об избиении полицейских

Участники заседания совета алимов и имамов Ингушетии обратились к республиканским властям с просьбой содействовать в изменении меры пресечения экс-замдиректору мемориального комплекса Зарифе Саутиевой, арестованной по обвинению в применении насилия к представителям власти во время мартовских акций протеста в Магасе.

«Арестована первая ингушская девушка Саутиева. Она беззащитная женщина. Мы все знаем, что она не участвовала в избиении представителей власти, но ее посадили. Мы все должны молиться за нее, чтобы ситуация разрешилась должным образом», - сказал один из выступавших на собрании, имам мечети Малгобека Ибрагим Батыров.

По его словам, есть только единичные случаи в истории республики, когда за какие-либо проступки задерживают женщину, и то это происходило в советский период.

«У нас в республике есть следственные изоляторы, власть, прокуратура, следственные и судебные органы, но почему-то она была задержана и вывезена в Нальчик и там арестована. Думаю, наши органы способны объективно в этом разобраться, если бы дело рассматривали здесь, провели работу как положено. Представителям власти республики и всем нам надо приложить все усилия, чтобы ее выпустили и провели объективное расследование по этому случаю», - сказал Батыров.

Как сообщил журналистам адвокат Саутиевой Билан Дзугаев, в отношении подзащитной возбудили уголовное дело о соучастии в применении насилия к представителям власти (ч.3 ст.33 и ч.2. ст.318 УК РФ). Она задержана 13 июля и вывезена в Нальчик, где после составления протокола о задержании ее направили в ИВС. 15 июля суд избрал задержанной меру пресечения в виде ареста до 11 сентября.

В связи с этим 16 июля инициативная группа общественников Ингушетии подала в республиканское правительства письменное уведомление о проведении митинга с 26 июля по 1 августа против уголовного преследования участников мартовских протестов, в том числе Саутиевой, пишет «Интерфакс».

Как сообщалось, в начале апреля Магасский районный суд Ингушетии приговорил к административному штрафу участницу прошедшей 27 марта в Магасе акции протеста, замдиректора Мемориального комплекса жертвам репрессий республики Саутиеву. Тогда суд назначил ей наказание в виде штрафа в размере 20 тыс. рублей.

Саутиева была уволена с должности замдиректора Мемориального комплекса жертвам репрессий 25 января этого года после участия в прошлогодних акциях протеста против соглашения о границе с Чечней и восстановлена на работу в марте по решению Магасского районного суда.

26 марта в Магасе прошел митинг против утверждения закона республики «О референдуме», который перерос из согласованного в несогласованный. Митингующие разошлись лишь утром следующего дня, хотя, согласно заявке организаторов, акция должна была завершиться в 18:00. За несколько часов до того, как участники акции окончательно покинули площадь, произошли столкновения между митингующими и правоохранителями, в которых участники акции кидали стулья, палки и камни.

После столкновения часть митингующих на несколько часов перекрыла так называемый «экажевский круг», участок федеральной трассы «Кавказ» в Назрани. В результате столкновений с митингующими 27 марта пострадали десять сотрудников правоохранительных органов.


IslamDag

Грандиозный фестиваль состоялся в Дербенте

Женский форум «Рай под ногами матерей» прошёл 22 июля в самом древнем городе на территории России – Дербенте.

Он собрал как местных жителей, так и гостей из всех городов и районов республики, а также других регионов. На набережной города развернулись национальные подворья, представляющие кухню, утварь, рукоделие, национальные изделия.

Мероприятие открылось чтением аятов священного Корана. Далее с приветственными словами выступили заместитель Муфтия РД Ахмад Кахаев, министр по национальной политике и делам религий РД Энрик Муслимов, заместитель мэра г. Дербента Арсен Шерифов, руководитель женского направления отдела просвещения Муфтията РД Айшат Нурмагомедова и другие.


Коммерсант

Историю уйгуров переписали набело. Власти Китая считают, что ислам и тюркская идентичность были им навязаны

Власти Китая выпустили новую «Белую книгу» о Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР), где утверждается, что ислам — чужеродная для местных жителей религия, которую внешние завоеватели насаждали силой. Посредством этого доклада Пекин сделал еще одну попытку защитить свою политику в СУАР, где, как утверждают представители западных государств, в «лагерях перевоспитания» содержатся без суда и следствия от одного до трех миллионов человек. Китай, по словам авторов доклада, всегда был другом уйгуров и защищал их от тюркских властителей, желавших сделать их «своими рабами».

«Принятие простыми уйгурами ислама не было добровольным, оно было результатом череды войн и навязывания этой религии правящим классом,— сообщают авторы доклада.— Ислам не является ни коренной, ни единственной религией Синьцзяна». Новый документ озаглавлен «Исторические факты о Синьцзяне» и создан информбюро Госсовета КНР, подчиненным отделу пропаганды Центрального комитета Компартии. Он призван ответить на критику китайской политики в СУАР, где, по сведениям западных правозащитников, журналистов, политиков, а также экспертов ООН, в специальных лагерях содержится, по разным подсчетам, 1–3 млн человек.

По их мнению, уйгуров там содержат за проявление национальной и религиозной идентичности, а также нежелание ассимилироваться. А вот по мнению властей КНР и их союзников (включая Россию), в СУАР действуют «лагеря переподготовки и повышения квалификации», в рамках которых уйгуры, казахи, киргизы и другие представители меньшинств могут выучить язык, законы КНР и обучиться новой профессии. Китайцы, впрочем, не отрицают, что одна из задач лагерей — предотвращение распространения терроризма. В марте власти КНР выпустили другую «Белую книгу» под названием «Борьба с терроризмом и экстремизмом и защита прав человека в Синьцзяне». Там прямо указано, что лагеря являются «одним из главных лекарств от бед терроризма, сепаратизма и религиозного экстремизма», отмечает «Коммерсант».

В новой же «Белой книге» подробно излагается китайский взгляд на этнические и религиозные корни уйгурского этноса. По мнению авторов, уйгуры не имеют никакого отношения к тюркам (ученые других стран традиционно относят их к тюркским народам на основании общности фенотипа, языка, обычаев и так далее), а наоборот, страдали от них на протяжении своей ранней истории и до X века часто отбивали атаки тюркских племен с помощью благоволивших уйгурам китайских властителей. Сообщается также, что государства Восточный Туркестан, восстановления которого жаждут уйгурские сепаратисты, никогда не было: сам термин был придуман в XIX веке западными учеными и впоследствии использовался «в качестве политического инструмента антикитайскими силами, стремящимися расколоть страну».

Наиболее подробно в новом документе освещается религиозный вопрос. По мнению авторов, ислам был навязан уйгурам силой тюркскими завоевателями, а коренные религии региона — шаманизм, буддизм и даже зороастризм. Более того, уйгурский ислам вобрал в себя большое количество местных верований, например, поклонение не только Аллаху, но и мавзолеям известных людей. Воинственный же ислам, как сообщается в докладе,— продукт 1970–1980-х годов. «Прикрываясь религией, религиозные экстремисты распространяли идеи теократии, религиозного превосходства, «борьбы с язычниками» и «джихада»,— сообщается в «Белой книге».— Борьба с терроризмом в Синьцзяне — это борьба справедливости и цивилизации с варварством и злом».

Для китайских «Белых книг» в целом нехарактерно прямое искажение истории, считает доцент Уральского федерального университета Дмитрий Желобов. «Исторические факты подаются такими, какими они признаны в мировой науке,— сообщил он «Ъ».— Однако подбираются и интерпретируются они таким образом, что создается выгодное властям КНР восприятие истории читателем». Господин Желобов также отметил, что оба исторических нарратива — как пекинский («территория Синьцзяна всегда была неотъемлемой частью Китая»), так и уйгурских сепаратистов («китайцы оккупировали Восточный Туркестан») — искажают действительность, каждый в свою сторону.

Напомним, на прошлой неделе 22 государства написали коллективное письмо в Совет по правам человека ООН, в котором призвали Китай прекратить свою нынешнюю политику в СУАР. В ответ Китай мобилизовал 37 своих сторонников (включая Россию, Саудовскую Аравию, Кубу и другие страны), которые подписались под ответным китайским письмом, защищающим методы работы властей КНР.


REGNUM

В Башкирии собирают благотворительные средства на памятники культуры

В Башкирии собирают добровольные пожертвования на сохранение двух объектов культурного наследия, расположенных в Уфе и Баймакском районе, сообщает управление по государственной охране объектов культурного наследия республики.

Общественным советом при ведомстве одобрен список объектов регионального культурного наследия, которые нуждаются в работах по сохранению, «для сбора благотворительных финансовых средств».

Речь идёт о двух памятниках. Это мечеть в селе в Муллакаево Баймакского района, которая построена в 70-е годы XIX века, — требуются средства на разработку научно-проектной документации. И церковь Покрова в Уфе по улице Мингажева, 4 (1817−1823 годы постройки) — средства необходимы на производственные работы.

Добровольные пожертвования должны переводиться безналичным расчетом на счёт подведомственного бюджетного учреждения «Научно-производственный центр по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия Республики Башкортостан». Руководитель данной организации будет нести персональную ответственность за соблюдение законодательства «относительно сбора и использования благотворительных пожертвований», сообщает ИА REGNUM.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Реклама

Яндекс.Метрика