Когда иранский лидер Али Хаменеи объявил 31 июля, что его страна жестко отомстит за убийство главы политического бюро ХАМАС Исмаила Хании, мир погрузился в тревогу из-за возможного начала широкомасштабной региональной войны. Особенно учитывая, что иранские военные и политики продолжали использовать выражения вроде «сокрушительная месть» и «разгромный ответ».
Однако, спустя месяц после угроз, позиция Тегерана изменилась от «серьезного возмездия» к «выверенному ответу», чтобы избежать эскалации, которая могла бы привести к непредсказуемой войне.
При этом иранские официальные лица начали рассматривать Соединенные Штаты как «соучастника израильских преступлений», утверждая, что месть будет осуществлена через «ось сопротивления».
Изменение баланса сил
Причин для изменения риторики со стороны Ирана много, включая тот факт, что прямая война с Израилем, широко поддерживаемым Соединенными Штатами, подвергнет иранские ядерные и военные объекты риску нападения. Поэтому необходимо выполнить обещание и в тоже время избежать войны и начать переговоры с Соединенными Штатами по ядерной программе, что могло бы привести к снятию жестких экономических санкций.
Переговоры с «врагом»
В этом контексте иранский лидер, который имеет решающее слово в управлении страной, вмешался с привычным прагматизмом, поддержав президента Базешкиана, близкого к реформаторскому течению, и намекнул на возможность переговоров «с врагом». Во время выступления, которое он сделал на прошлой неделе и которое было воспринято как «зеленый свет» для начала диалога с Вашингтоном, Хаменеи заявил: «Мы не возлагаем надежды на врага, но это не противоречит взаимодействию с ним в определенных ситуациях».
В ответ на эти слова, известный журналист Ахмад Зейд Абади написал: «Теперь, когда лидер позволил взаимодействие с врагом, правительству Базешкиана необходимо без промедления начать переговоры с западными странами для снятия санкций, чтобы это бедствие, угрожающее жизни иранцев, было устранено как можно скорее».
Красные линии
Однако, несмотря на этот «зеленый свет», Хаменеи обозначил красные линии для любых переговоров, которые могут быть проведены правительством Базешкиана, вновь предупредив, что Вашингтону нельзя доверять. Это напомнило его заявления перед началом переговоров с американцами в Омане, которые привели к подписанию ядерного соглашения в 2015 году с странами «5+1», когда он назвал переговоры с «Великим Сатаной» проявлением «смелой гибкости».
Тегеран также вел переговоры с Вашингтоном через посредников из Омана и Катара после того, как бывший президент США Дональд Трамп в 2018 году в одностороннем порядке вышел из ядерного соглашения и его администрация ввела жесткие санкции против Ирана.
Предпочтение демократов
Хаменеи также отметил, что «после того, как мы сделали все возможное, иногда может потребоваться тактическое отступление, но мы не должны отказываться от своих целей или убеждений». Известно, что Соединенные Штаты приближаются к дню президентских выборов, назначенных на 5 ноября, и напряженная конкуренция разворачивается между вице-президентом-демократом Камалой Харрис и бывшим президентом Дональдом Трампом, который вышел из ядерного соглашения.
Тегеран, очевидно, обеспокоен возвращением Трампа в Белый дом и предпочитает победу демократа, что является дополнительным фактором, повлиявшим на изменение позиции Ирана с «серьезной мести» на «выверенный ответ», для которого не было установлено временных рамок.
Некоторые аналитики считают, что Харрис более склонна к переговорам по поводу ядерной программы Ирана. Например, по данным сети RANE, если Харрис победит, «вероятность достижения ядерного соглашения возрастет по мере снижения напряженности между Израилем и ХАМАС».
Аналитики также считают, что после начала переговоров Иран, вероятно, потребует дополнительных гарантий того, что Соединенные Штаты не выйдут из любого нового соглашения, как это произошло в 2018 году.
Примечательно, что недавние заявления Хаменеи о «взаимодействии с врагом» были сделаны через день после визита премьер-министра Катара в Иран.
«Будем судить по делам»
Американский Госдепартамент заявил, что будет судить иранское руководство по его делам, а не словам, сообщает агентство Associated Press. В Госдепе заявляют, что дипломатия является лучшим способом достижения эффективного и устойчивого решения в отношении ядерной программы Ирана.
Напомним, что с момента разрушения ядерного соглашения Иран отказался от всех ограничений, наложенных на его ядерную программу, и начал обогащать уран до 60%, что близко к уровню, необходимому для производства ядерного оружия (90%). Тегеран также отключил камеры наблюдения, установленные МАГАТЭ, и запретил посещение своих ядерных объектов.
Информационное агенство IslamNews.Ru
Войти с помощью:
Ответить
:))) - собака лает - не кусает.