Top.Mail.Ru
0°C
 ,

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам:


Отношение ислама к донорству органов и трансплантологии

В Коране говорится: «…кто сохранит жизнь человеку, тот словно сохранит жизнь всем людям». Возможно, нет лучшего способа реализовать эту концепцию, чем пересадка донорских органов. К этому выводу пришли после некоторого обобщения исламских правил. Строго говоря, посягательство на  целостность человеческого тела, живого или мертвого, — противоречит правилам ислама.

Из этого следовало бы, что рассечение тела живого донора или трупа и изъятие органа в качестве пожертвования было бы недопустимо, однако наличие двух юридических правил без труда разрешает данную ситуацию. Первое из них: необходимость отменяет запрет. Второе правило: выбирай меньшее из двух зол, если нельзя избежать обоих. Так как сохранение жизни является необходимостью, которая имеет больший вес, чем сохранение целостности живого организма или трупа, и повреждение тела донора меньшее зло, чем смерть пациента, процедура донорства и трансплантации органов санкционирована. Операция не должна представлять опасность для донора, насколько это возможно с медицинской точки зрения. Готовность к процедуре определяет добровольное согласие донора (или ближайших родственников умершего донора), свободное от какого-либо давления.

Трансплантация нервной ткани. Процедура пересадки нервной ткани в ходе последних экспериментов показала определенную перспективность при лечении определенных заболеваний. Это законно, если материалом являются мозговое вещество надпочечников, или плод животного, или человеческий зародыш после самопроизвольного выкидыша, умерший естественным образом. Принести в жертву живой и жизнеспособный зародыш ради этой цели — незаконно. Однако после законного аборта (например, предпринятого для спасения жизни матери) ткани плода могут быть использованы. Создание эмбриона с целью последующего аборта для трансплантации незаконно.   

Анэнцефалия плода. Плод с анэнцефалией является результатом врожденной аномалии, при которой свод черепа и полушария головного мозга отсутствуют. Такой ребенок может появиться на свет живым, но неизбежно умрет в течение нескольких дней. Пока он жив, не может быть использован в качестве источника органов для трансплантации. Искусственное прерывание его жизни является незаконным. Существование такого новорожденного можно продлить с помощью искусственного жизнеообеспечения, чтобы сохранить здоровые ткани его организма, пока мозг (стволовые клетки) не погибнет, и только тогда наступает время для изъятия органов.  

Трансплантация половых желез. Незаконно пересаживать другому яички, способные вырабатывать сперму, или яичники, способные к овуляции, потому что это приведет к путанице в генеалогии и зачатию младенцев гаметами, которые не соединены подлинным брачным союзом, — ввиду того что такие сперматозоиды и яйцеклетки всегда будут принадлежать донору, а не реципиенту. На половые железы, которые являются стерильными (не производят гаметы), но гормонально активны, этот запрет не распространяется, но их использование не имеет места в клинической практике.   

Хассан Хатхут

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии (0) Версия для печати

Добавить комментарий