Отношение к смартфонам в исламе

Нынешний век – время изобретений и открытий. Мир день ото дня развивается и достигает множества результатов в технологической сфере; несомненно, все эти новшества – дар Всевышнего, но пользу от них можно получить только при условии правильного пользования. Мобильный телефон делает далёкого близким, помогает путнику не беспокоиться о своей семье, уменьшает печаль живущего на чужбине, при разумном подходе позволяет сэкономить время и деньги, а также обеспечивает достаточной информацией того, кто нуждается в ней. Однако многие люди обращаются с мобильным телефоном таким образом, который не позволяет им извлекать эту пользу, наоборот, из-за ненадлежащего применения устройство наносит им множественный вред. Многие родители обеспокоены тем, что их дети проводят значительное время со своими смартфонами, занимаясь только ими. И действительно, подрастающее поколение увлеклось сотовыми средствами связи настолько, что это стало угрожать их времени, нравственным качествам и будущему. Сегодня мобильный телефон заменил подросткам общение с членами семьи – практически каждый поглощён лишь своим гаджетом. Не лучше обстоит дело и со старшим поколением: порой чрезмерное увлечение социальными сетями представляет угрозу для отца и для матери и, как следствие, для всей семьи в целом – её члены прекращают разговаривать и беседовать друг с другом, становятся более замкнутыми.

В этой связи следует дать разъяснение – перечислить критерии и правила поведения, которые должны соблюдаться при использовании мобильного телефона.

Во-первых, не следует предоставлять детям возможность пользоваться переносным средством связи как минимум до пятнадцатилетнего возраста, поскольку у них ещё не развиты такие черты, как терпение и ответственность; они не понимают, какую угрозу может представлять их учёбе мобильный телефон и какой урон нанести здоровью растущего организма.

Во-вторых, детей старше этого возраста следует обучить в семье правилам поведения при пользовании мобильным телефоном, разъяснить им его пользу и вред; не позволять пользоваться сетью Интернет, кроме как в течение определённого, строго ограниченного, времени. Доступ подростков во Всемирную паутину через телефон должен контролироваться семьёй, плюс к этому они и сами должны понимать: Всевышний Аллах даровал нам жизнь и время не для того, чтобы тратить их понапрасну, – неразумно проводить впустую драгоценные мгновения с гаджетом, вреда от которого зачастую больше пользы. Также детям следует знать, что они будут спрошены Аллахом о том, как распоряжались своим временем. Пророк говорит:

لاَ تَزُولُ قَدَمَا عَبْدٍ يَوْمَ الْقِيَامَةِ حَتَّى يُسْأَلَ عَنْ عُمْرِهِ فِيمَا أَفْنَاهُ، وَعَنْ عِلْمِهِ فِيمَا فَعَلَ فِيهِ، وَعَنْ مَالِهِ مِنْ أَيْنَ اكْتَسَبَهُ وَفِيمَ أَنْفَقَهُ، وَعَنْ جِسْمِهِ فِيمَ أَبْلاَهُ

– «В День воскрешения ноги человека не сдвинутся с места, пока он не будет спрошен о жизни его – как он её провёл, и о его знании – на что он его употребил, и о его имуществе – как он приобрёл его и на что потратил, и о его теле – как он его использовал»[1]. Так что же ты ответишь твоему Господу, если впустую потратил мгновения своей жизни на забавы с мобильным телефоном и израсходовал своё здоровье, бодрствуя ночью перед экранами компьютеров?

В-третьих: не следует понапрасну занимать время, своё и других, продолжительными разговорами, ибо так впустую помимо времени расходуются ещё и деньги. Общение по телефону должно быть продиктовано только необходимостью, а звонки желательно делать исключительно в подходящее время, дабы не отвлекать человека от работы или не разбудить его, если только в установлении связи нет острой нужды.

В-четвёртых: разговаривая по телефону, нужно использовать выражения, по которым можно судить о религиозности абонента и его высоком культурном уровне, ибо Всевышний Аллах говорит:

مَّا يَلْفِظُ مِن قَوْلٍ إِلَّا لَدَيْهِ رَقِيبٌ عَتِيدٌ

– «Стоит ему произнести слово, как при нём оказывается готовый наблюдатель»[2]. Также сигнал звонка должен быть приглушённым, а рингтон – очень внимательно подобранным, чтобы в нём не содержалось чтения Корана или азана.

В-пятых: под запретом запись разговоров и изображений людей без их ведома и разрешения; также и другим нельзя позволять записывать ваше изображение и копировать ваши личные видео, даже если снимающие обещают потом стереть их. Запрет распространяется и на аудиовизуальные данные ваших близких.

В-шестых: необходимо немного отдалиться от разговаривающего по телефону, если он беседует по личному вопросу, также не следует повышать голос во время своего разговора, особенно если общаешься в публичном пространстве.

В-седьмых: недопустимо открывать мобильный телефон другого человека и изучать его содержимое, как не следует и пересылать с него что-либо без разрешения владельца.

В-восьмых: нужно ставить телефон на беззвучный режим в мечети, дабы не отвлекаться самому и не отвлекать от поклонения других.

В-девятых: не следует разговаривать по телефону с посторонней девушкой или женщиной, тем более писать ей какие-либо сообщения, потому как сегодня это стало одной из главных причин разводов и разрушения мусульманской семьи.

В-десятых: избегайте давать какие бы то ни было конфиденциальные сведения по телефону без согласования с теми, кого они касаются; также нельзя записывать личную беседу или разговор, а затем передавать эту запись третьему лицу без согласия собеседника.

В-одиннадцатых: неразумно впустую тратить деньги на покупку очень дорогих средств связи, нужно довольствоваться тем, что отвечает целям, ради которых телефон был приобретён. Также следует остерегаться использования мобильного телефона таким образом, который может привести к печальным последствиям: вас привлекут к ответственности или возникнет какая-либо опасность. Мобильный телефон – это дар для того, кто умеет с ним обращаться, и наказание тому, кто не умеет этого. Поэтому остерегайтесь впустую тратить свою жизнь, время и достоинство, и я прошу Всевышнего Аллаха уберечь детей мусульман от всего неприятного и плохого…


----------------------------------

[1] Хадис передал ат-Тирмизи, и он назвал его хорошим и достоверным.

[2] Сура «Каф», аят 18.

Автор: Хасан Хадийя

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий