Папа на земле аравийской - прорыв к диалогу или проблемам

Месса в Абу-Даби

Визит в ОАЭ главы Римско-католической церкви, самой крупной в христианском мире, Папы Франциска, вызвал достаточно активную реакцию в мировом сообществе. Хотя предшественники нынешнего понтифика – Иоанн Павел II и Бенедикт XVI – также посещали мусульманские страны, впервые глава католической церкви ступил на землю «счастливой Аравии», исторической цитадели ислама. Франциск прибыл сюда по личному приглашению шейха Мухаммада бин Зайда ан-Нахьяна для участия в международной конференции по человеческому братству, которую он из-за занятости не посетил, ограничившись приветствием.

Сейчас, по истечении некоторого времени, можно более спокойно проанализировать на основе фактов и реалий это событие, чтобы понять – носит ли оно, с точки зрения последствий, позитивный или негативный характер.

Своим эмоциональным заявлением о том, что христианство и ислам – это братские религии, восходящие к одному и тому же Богу, глава католиков мира не сказал ничего нового, а лишь пересказал третий пункт Декларации об отношении католической церкви к нехристианским религиям Nostra Aetate, принятой судьбоносным для католиков II Ватиканским Собором более полувека назад. Для ясности, приводим здесь его полный текст.

Церковь с уважением относится и к мусульманам, поклоняющимся Единому Богу, Живому и Сущему, милосердному и всемогущему, Творцу неба и земли,5 говорившему к людям, определениям Которого, даже сокровенным, они всей душой стремятся подчиниться, как подчинился Богу Авраам, на которого охотно ссылается исламская вера. Хотя последователи ислама и не признают Иисуса Богом, они всё же почитают Его как пророка и чтят Его девственную Матерь, Марию, а иногда даже благочестиво призывают Её. Кроме того, они ожидают Судного дня, когда Бог воздаст всем воскресшим людям. Поэтому они ценят нравственную жизнь и высоко чтят Бога молитвой, милостыней и постом.

Хотя в течение веков между христианами и мусульманами возникали немалые разногласия и вражда, Священный Собор призывает всех предать забвению прошлое и искренне стремиться ко взаимопониманию, а также совместно оберегать и поддерживать ради всех людей социальную справедливость, нравственные ценности, мир и свободу.

Однако заметим, что соборная декларация, с точки зрения канонического права католической церкви, является всего лишь торжественным возвещением и ее содержание не является частью вероучения церкви. Таковыми являются лишь «догматические конституции», принятые собором, а вот через них красной нитью проходит мысль о том, что, несмотря на всю открытость современному миру и другим религиям, церковь постоянно должна проповедовать Христа как истинного Бога, и Спасителя.

В прощальной хутбе Пророка Мухаммада есть всем известная фраза о том, что на аравийской земле не будет двух религий. У этого хадиса есть несколько толкований. Согласно наиболее распространенному из них речь идет исключительно о Мекке и Медине. Хотя есть мнение, что это касается и других частей полуострова. История это мнение несколько подкорректировала, и сейчас в странах полуострова проживает большое количество людей, прежде всего, трудовых мигрантов и специалистов, для которых традиционной религией является христианство. Но заметим, что за последнее столетие в консервативной Аравии по умолчанию сложился своего рода «консенсус», позволяющий в реальности избежать межрелигиозных проблем между христианами и мусульманами. Суть его в том, что христианам предоставляется свобода вероисповедования, внутриобщинной жизни и ее устройства, но при этом ограничивается открытая деятельность вне ее в мусульманском социуме, поскольку такая деятельность не может быть ничем иным, кроме как миссионерством. Соответственно и мусульмане не делают масштабного дауата традиционным христианам, разумеется, если кто-то из последних не пожелает его, что называется, в частном порядке.

Папа Франциск своей открытой мессой на стадионе, на котором, очевидно присутствовали не только христиане (по имеющимся данным, присутствовало 135 тыс(!) человек, среди них и мусульмане) этот сложившийся баланс нарушил. Тем более речь идет об Эмиратах, стране, хоть и модернизированной, но остающейся традиционной шариатской монархией, где большинство местных мусульман, к тому же, принадлежит к наиболее консервативному из мазхабов – ханбали. То есть с точки зрения пиар-эффекта, этот визит сформирует в умах части мусульман мысль о том, что нарушен завет Пророка о недопустимости двух религий.

Негативно к нему отнесутся, потенциально, и христианские консерваторы, которых отнюдь немало и которые решат, что их предстоятель вступил в сговор со «злейшими врагами христианства» – мусульманскими фундаменталистами.

Теперь о самой конференции «Человеческое братство». Это, конечно, очень красиво – собрать в богато украшенных залах представителей самых различных религий. Можно даже спеть песню Окуджавы «Возьмемся» за руки друзья…». Но все это очень напоминает пресловутые конференции 90-х и «нулевых» на тему «диалога цивилизаций». Солидные и уважаемые лица из разных стран и религий собирались вместе, чтобы прийти к выводу о том, что «между нами больше сходства и различий», затем разъезжались, чтобы в другое время и в другом месте поговорить о том, о чем уже не раз было говорено. И это в то время, когда за стенами конференц-залов и академических аудиторий шла реальная жизнь, зачастую мало напоминающая «диалог цивилизаций и культур».

Наконец, в отношении прошедшей в Абу-Даби конференции есть два вопроса. Один из организаторов мероприятия, шейх аль-Азхара Ахмад ат-Таиб, подписавший совместную декларацию с папой Франциском, был представлен как «аналог папы Римского для мусульманского мира», что, мягко говоря, не соответствует действительности.

Второй вопрос – по итогам конференции принято решение о создании некоего «Совета мудрецов» в противовес уже давно существующему Международному союзу мусульманских ученых, многими определяемого как «фундаменталистская» и даже «ваххабитская» структура. Хотя ВСМУ – объединение, члены которого представляют различные оттенки консерватизма (как суннитского, так и шиитского), тем не менее, их научно-богословская квалификация не подвергается сомнению. Представляется, что здесь мы имеем дело все с той же попыткой фитны, пусть и на высокоинтеллектуальном уровне.

Сейчас в мире доминируют процессы поляризации, конфликтности и разобщенности, затронувшие также и межрелигиозную сферу. В умах последователей самых различных вероучений (но, прежде всего, монотеистических религий) все большую силу набирают фундаменталистские, национал-центристские идеи. Означает ли это, что «диалог цивилизаций и культур» не оправдал себя? Нет, не означает. Диалог может и должен быть продолжен. Но это должна быть не прекраснодушная встреча с участием представителей разных религий – пусть даже и самого высокого уровня, а практичный, целенаправленный и призванный решить конкретные задачи разговор.

И еще. Сторонниками подобных диалогов до настоящего времени были лица в общем-то либерально-плюралистически настроенные. Не следует ли подумать о том, чтобы превратить его в диалог «фундаменталистов» и «консерваторов», что и является насущным делом. Делом трудным, но возможным.

Автор: Исмаил Валерий Емельянов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика