Понятие родины в исламе

Мусульмане обязаны чтить свою родину, оберегать и защищать её, искренне работать на её процветание, прилагать все усилия для того, чтобы она оказалась в авангарде других наций. Пророк Ибрахим (Авраам), мир ему, продемонстрировал один из самых удивительных примеров верной любви к родине, когда обратился с мольбой о территориальной и продовольственной безопасности своей отчизны к Творцу. Всевышний по этому поводу сказал:

وَإِذْ قَالَ إِبْرَاهِيمُ رَبِّ اجْعَلْ هَذَا بَلَدًا آمِنًا وَارْزُقْ أَهْلَهُ مِنَ الثَّمَرَاتِ مَنْ آمَنَ مِنْهُم بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ

– «Вот сказал Ибрахим: «Господи! Сделай этот город безопасным и надели плодами его жителей, которые уверовали в Аллаха и в Последний день…»[1].

Пророк Мухаммад безгранично любил Благословенную Мекку, свою родину, – город, где он родился и вырос. В двух «Достоверных сборниках» рассказывается, как Варака бин Науфаль сообщил посланнику Аллаха о намерении своих соплеменников, курайшитов, изгнать его из Мекки. Не веря своим ушам, Пророк спросил:

أَوَ مُخْرِجِيَّ هُمْ

– «А разве они будут изгонять меня?» Тогда Варака ответил: «Да, ибо когда бы ни являлся человек с чем-либо подобным тому, с чем пришёл ты, с ним всегда враждовали. Но если я доживу до этого дня, то буду помогать тебе, как только смогу Однако Варака вскоре умер, а откровения временно прекратились.

Ас-Сухайли, поясняя диалог Мухаммада со своим благожелателем, сказал: «Из этого можно сделать вывод о том, насколько тяжело расставание с родиной для человеческой души, ибо он & нисколько не обеспокоился словами Вараки о грядущих обвинениях и страданиях, причинённых людьми. Однако, когда тот рассказал Пророку & о предстоящем изгнании из отчего края, – в его душе заговорила любовь к родине. Он растерялся: «А разве они будут изгонять меня?» Именно поэтому Аллах успокоил Своего Пророка & и ниспослал ему следующий аят:

إِنَّ الَّذِي فَرَضَ عَلَيْكَ الْقُرْآنَ لَرَادُّكَ إِلَىٰ مَعَادٍ

– «Тот, кто ниспослал тебе Коран и сделал его предписания обязательными, непременно вернёт тебя к месту возвращения»[2], как пояснил Ибн Аббас: «то есть вернёт тебя в Мекку»[3]. Когда Пророк переселился в Медину и укоренился там, он полюбил её так же, как любил Мекку. Более того, Пророк молил Аллаха о наделении его любовью к Медине:

اللَّهُمَّ حَبَّبْ إلَينَا الْمَدِينَةَ كَحُبِّنَا مَكَّةَ أوْ أَشَدَّ

– «О Аллах, сделай для нас Медину такой же любимой, как Мекку, или ещё более [любимой, чем Мекка]»[4].

Также Пророк обратился с мольбой благословить Медину и её земные плоды, подобно тому как Ибрахим взывал с мольбой о благополучии Мекки. Родина – это земля, неповторимый состав воздуха, воды и почвы которой ты в себя вобрал. Потому любовь к родине – естественное, можно сказать, растворённое в крови человека чувство. Пророк &, покидая Мекку и отправляясь в Медину, воскликнул:

وَاللَّهِ إِنَّكِ لَخَيْرُ أَرْضِ اللَّهِ وَأَحَبُّ أَرْضِ اللَّهِ إِلَيَّ، وَاللَّهِ لَوْلَا أَنِّي أُخْرِجْتُ مِنْكِ مَا خَرَجْتُ

– «Клянусь Аллахом, ты – лучшая среди земель Аллаха и самая любимая Аллахом, и если бы меня не изгнали отсюда – я ни за что бы не ушёл!»[5]. Аль-Хафиз аз-Захаби, перечисляя всё, что было любимо Пророком, сказал: «Он любил Айшу и любил её отца, любил Усаму и любил двоих своих внуков [Хасана и Хусейна], любил халву и мёд, любил гору Ухуд и любил свою родину».

Аллах приготовил щедрую награду патриотам родной земли, неустанным ревнителям её блага и безопасности. Вот что Пророк изрёк по этому поводу:

عَيْنَانِ لاَ تَمسُّهُمَا النَّارُ: عَيْنٌ بَكَتْ مِنْ خَشْيَةِ اللهِ، وَعَيْنٌ بَاتَتْ تَحْرُسُ في سَبيلِ اللهِ

– «Двух глаз не коснётся [адский] Огонь: глаза, плакавшего от страха перед Аллахом, и глаза, который провёл ночь на страже на пути Аллаха»[6].

Истинный мусульманин – тот, кто делает вклад в процветание своей родины и её народа, трудится для процветания своей нации на ниве нравственного и культурного просвещения. А это может быть достигнуто только в соответствии с заветами Благородного Корана и пречистой пророческой Сунны. Вместе с тем нужно уделять внимание естественным наукам и изобретениям, которые являются драйвером современности, посредством их нация движется вперёд, наращивает своё влияние. Родина для мусульманина – это не просто место, где он родился и вырос, это также земля ислама. Он любит её, даже будучи в отдалении, и трудится ради её прогресса. Как же прекрасно сказал Мустафа Садик ар-Рифа’и:

Моя страна и её воздух – на моих устах и у меня в крови…

Её восславляет моё сердце, и с мольбами за неё взывают мои уста.


------------------------------------------------------

[1] Сура «аль-Бакара», аят 126.

[2] Сура «аль-Касас», аят 85.

[3] Этот хадис передал аль-Бухари.

[4] Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

[5] Хадис передал ат-Тирмизи, и он назвал его хорошим.

[6] Этот хадис передали ат-Табарани, аль-Байхакы и ат-Тирмизи, и последний назвал его хорошим.

Автор: Хасан Хадийя

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий