"В считанные годы воссоздать исламское образование не удалось"

Медресе "Мухаммадия" в Казани
Старейшее медресе «Мухаммадия» можно назвать зеркалом исламского образования в России. Все взлеты и падения образовательного процесса отразились на истории «Мухаммадии». И даже человеческие судьбы причудливо переплелись с судьбой этого народного медресе.



«Мухаммадия» основана в 1882 году известным мусульманским деятелем Галимджаном Баруди. Большевики закрыли ее в 1918 году. За небольшой срок своего существования – 36 лет – медресе подготовило свыше 1000 имамов. В 1993 году оно открылось вновь.



Шейх Хусам, ныне преподаватель «Мухаммадии», приехал в Россию из Иордании в начале девяностых. Тогда власть уже разрешила в стране свободное вероисповедание, и россияне обратились к поиску религиозных знаний. Но ни учебников, ни преподавателей у российских мусульман не было. Знаток шариата Хусам был одним из многих арабских учителей, которые устремились в Россию, чтобы донести до братьев свет знаний.



Как рассказывает Валиулла Якупов, бывший ректор «Мухаммадии», в то время благотворительные арабские фонды проявляли значительный интерес к России, и во многом они помогли становлению исламского образования. «Помимо пожертвований учебным исламским заведениям, за их счет в Россию приезжали преподаватели шариата. К концу 90-х фонды закрылись. Поэтому сейчас опираемся на собственные ресурсы», – говорит Валиулла Якупов.



Хусам между тем принял российское гражданство, женился на татарке. И остался в России – преподавать шариат.



Но многие учителя вернулись на родину. И поначалу опираться на «собственные ресурсы» было несколько сложно. «С самого начала упор был на воссоздание дореволюционных учебников, учебные пособия создавали с нуля, старались выдерживать традицию дореволюционного образования. Получился некий синтез современных достижений арабов и местной письменной татарской традиции», – рассказывает Якупов. По его словам, мусульмане сегодня убедились, что чудес не бывает: в считанные годы воссоздать образование не удалось. Но отмечает, что сегодня государство заинтересовалось этой проблемой.



Его коллега, ректор Российского исламского университета Рафик Мухаметшин утверждает, что в образовательном исламском процессе мы «идем по стопам Европы и мусульманских стран». «Очень важно, – отмечает Мухаметшин, – что специальность «теология» получила государственный стандарт. Принята государственная программа «Углубленное изучение ислама», в рамках которой мы готовим ряд учебников и методик. Таким образом, образовательно-правовое пространство сформировано. И власти Татарстана, а также Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования оказывают в этом поддержку».



В России сегодня уже 7 исламских университетов и 32 медресе готовят мусульманских богословов. Всплеск открытия учебных заведений, готовящих исламских богословов, состоялся в 1996 году. Тогда в Министерстве юстиции России прошли регистрацию до 30 средних и высших учебных заведений. Медресе открылись в Поволжье, Татарстане, на Урале и в Сибири. Наиболее бурный рост произошел в Дагестане – к 2000 году средние и высшие исламские учебные заведения были открыты почти в каждом городе или крупном селе республики.



В 2006 году религиозными организациями при содействии Фонда была разработана концепция развития исламского образования. Согласно ей, в течение ближайших лет в Москве, Казани, Уфе, Махачкале и Нальчике на базе мусульманских организаций и исламских университетов должны открыться пять университетских центров. К новым университетам будут привязаны по 4-7 средне-специальных медресе.



В высших исламских учебных заведениях учится около трех тысяч мусульман. На поддержку образовательного процесса ежегодно из бюджета страны тратится от 10 до 12 млн долларов.



Однако до идеала, по выражению Валиуллы Якупова, далеко. Рафик Мухаметшин отмечает, что образовательная система, которая переживает становление, выстроена эклектично. «Преподаватели приезжают, закончив разные мусульманские заведения – из Саудовской Аравии, Сирии, Малайзии, с различными религиозными представлениями, с разными методиками», – делится с одной из проблем исламского образования в России ректор РИУ. По его словам, именно разработка методического материала и учебников является одним из серьезных итогов преподавательской деятельности. Его университет при участии Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования подготовил учебник по акыде «Исламское вероучение». Ректор полагает, что в этом направлении еще предстоит серьезно поработать.



«Мы много лет обращались с просьбой к государству обратить внимание на проблему исламского образования. Но только в эти годы принята программа, которая действует уже третий год. Рассчитана она до 2015 года, и призвана поддержать научное направление – разработку учебно-методических материалов и пособий. Это существенное подспорье со стороны государства, и возможность для исламского образования совершить скачок», – соглашается с коллегой ректор Московского исламского университета Марат Муртазин.



Муртазин не склонен драматизировать ситуацию с преподавательским составом. Основной проблемой, по его словам, является непрерывное падение качества абитуриентов. «Я бы отметил падение общего образования. 80% наших студентов – из сел. Золотые медалисты в исламские вузы не пойдут», – замечает ректор. Но отмечает, что Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования поддерживает не только студентов, учащихся на богословских факультетах. «Более 200 мусульман обучаются бесплатно в светских вузах, чтобы потом идти работать на благо мусульманской общины в самых различных сферах», – говорит Муртазин.



Следует отметить, что подготовка мусульманских деятелей в светских вузах, начавшаяся с 2008 года, является передовым и наиболее востребованным опытом, призванным повысить не только квалификацию, но и общественный статус мусульман и ислама в стране. Так, помимо основного предмета – теологии – студенты изучают различные гуманитарные науки, существенно расширяющие их кругозор и образовательный уровень.



Получение мусульманами фундаментального университетского образования за государственный счет стало возможным благодаря усилиям Министерства образования и науки Российской Федерации, которое совместно с вузами осуществляет реформу мусульманского образования. На ее проведение с 2007 по 2010 годы было выделено около $50 млн. За это время в рамках реформы было разработано пять полных программ высшего профессионального образования, подготовлено более 300 учебников и учебных пособий, более 30 курсов лекций по различным предметам, в том числе арабскому языку. Исламские высшие учебные заведения страны получили современную компьютерную технику и программное обеспечение. Сегодня все они объединены в едином информационном пространстве, что существенно повышает эффективность образовательного процесса.

Автор: Альфия Муратова

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

musliminum 27 Октября 2009г.
Ответить

Москва не сразу строилась так и исламское образование восстановится и не сомневайтесь...

Ibn_Adam 28 Октября 2009г.
Ответить

Восстановление науки прямо звисит от восстановления таухида. Наука это не конечная цель а всего лишь следствие вытекающиее от правильного вероисповедания Ислама!

Hanifa 08 Ноября 2009г.
Ответить

Муратова: На поддержку образовательного процесса ежегодно из бюджета страны тратится от 10 до 12 млн долларов. Мне думается, что автор скорее всего здесь дает ошибочную информацию. Потому что мне трудно поверить, что государственный бюджет (т.е. из бюджета страны,по свидетельству автора)выделяет ежегодно 10-12 миллионов долларов для исламских высших учебных заведений. Скорее это спонсорские средства (целевые выделения из исламских стран,а также отечественных благотворителей), аккумулированные в окологосударственной структуре - благотворительной организации Фонд ...
Читать дальше

Яндекс.Метрика