Резолюция конференции на тему исламской правовой культуры

333.JPG

Принята за основу участниками конференции «Исламская правовая культура в современной России: состояние и перспективы» в Нальчике 26 ноября 2019 года

Участники научно-практической конференции «Исламская правовая культура в современной России: состояние и перспективы», прошедшей в г. Нальчике 26 ноября 2019 г., заслушав и обсудив доклады и сообщения мусульманских лидеров и ученых, общественности, государственных учреждений и научных центров, считают необходимым отметить следующее:

В исламской правовой культуре главными целями являются обеспечение блага человека и отклонение вреда. В этой связи важнейшими ценностями для социальной жизни считаются справедливость, умеренность, постепенность, поиск сбалансированных решений, взаимопонимание и открытость к диалогу, стремление обеспечить общественную безопасность, а равно и решительное отклонение социальных пороков, притеснения людей, экстремизма и терроризма.

Важным принципом исламской правовой культуры выступают лояльность по отношению к законной власти своего государства, запрет на любые действия по ее дестабилизации. Государственная власть является гарантом реализации ценностей и целей всех своих граждан независимо от вероисповедания и национальности. Исламская правовая культуры должна устранять конфликты и конфликтные ситуации, призвана действовать в одном направлении с целями и задачами органов государственной власти, институтов гражданского общества по поддержанию мира и общественного согласия.

Совершенно недопустимо вмешательство религиозных структур в деятельность государственных органов, осуществление ими деятельности, не предусмотренной действующим законодательством, попытки подмены функций и задач органов государственной власти, а также их вовлечение в политические конфликты. Подобного рода действия расцениваются как нарушение Конституции Российской Федерации, противодействие интересам многонационального и многоконфессионального народа страны.

Аллах, превелик Он, говорит: «Уверовавшие, но не переселившиеся [из Мекки в Медину], не получат от вас никакой помощи, пока не переселятся. А если они попросят у вас помощи в делах религии, то вам надлежит помочь, если только эта помощь не направлена против народа, с которым вы заключили договор» (Коран, 8:72).

Не случайно в Декларации Лиги исламского мира, принятой на конференции «Идеологические направления: между свободой слова и установлениями шариата» в марте 2017 года в г. Мекке, выводятся следующие заключения:

«Свою идентичность нужно сохранять в соответствии с имеющимися в стране проживания конституционными и другими законными механизмами».

Шариат – это комплекс предписаний и норм, установленных Всевышним Аллахом, и регулирующих их поведение и жизнедеятельность как для отдельного человека, так и на уровне всего общества.

Исламская правовая практика не была неизменной – с течением времени она изменялась и трансформировалась применительно к контексту жизни в одном и том же регионе и отличалась от других регионов. Этнические традиции, особенности культуры и духовности, социально-политический, экономический и психологический контекст – всё это влияло и влияет как на формирование государственных законов, так и исламской правовой культуры.

Независимо от форм государственного устройства везде, где жили мусульмане, накапливался опыт разрешения споров и конфликтов, основанного на общности религиозного мировосприятия сторон. Посредничество занимает очень важное место в исламской правовой культуре. Исламское сознание стремится в принципе избежать возможности конфликта как нежелательного действия.

В период становления советской власти в условиях трансформации общественных отношений Ислам наряду с местными обычаями (адатами) сыграл стабилизирующую роль. В СССР, несмотря на государственную политику вытеснения религии из общественной жизни, религиозные организации и отдельные религиозные деятели осуществляли функции примирения сторон.

Разрешение житейских споров, семейных и психологических конфликтов, примирение враждующих сторон осуществлялись мудрыми и уважаемыми людьми. Они руководствовались шариатом, но не называли себя «шариатским судом».

Вместе с тем категорического осуждения заслуживают действия террористических групп в некоторых регионах Северного Кавказа в 90-х гг. истекшего века, начала 2000-ых годов, которые под прикрытием идеи распространения Ислама чинили беззаконие и бесчинства от имени «шариатских судов». Эти действия нанесли большой ущерб мусульманам и исламскому миру в целом.

Некорректное использование термина «шариатский суд» породило в общественном мнении ассоциации с террористическим самосудом международных бандформирований.

К сожалению, и при духовных управлениях мусульман в силу нехватки знаний стали появляться такие названия, хотя институты, осуществлявшие функции примирения сторон по согласию, не имели и не могли иметь полномочий ни государственного, ни третейского суда.

В связи с этим, а также ввиду некорректного по сути использования термина мы рекомендуем всем духовным управлениям мусульман, всем мусульманам воздержаться от данного термина применительно к реальности светского Российского государства.

У нас есть духовные управления мусульман, снискавшие доверие верующих и общества. Сегодня в них немало подготовленных кадров, ученых, которые могут осуществлять деятельность по предотвращению конфликтов и примирению сторон. Важно, чтобы такая практика осуществлялось в форме комиссий (советов) по разрешению спорных вопросов и не вступала в противоречие с конституционными нормами.

На этой основе участники конференции рекомендуют:

  1. Не допускать фактов вмешательства религиозных организаций в сферу деятельности уполномоченных органов государственной власти. Исключить случаи, когда по вопросам, относящимся к исключительной компетенции государственных структур, богословские толкования шариатских норм подменяют осуществление правосудия, принимая форму обязательных решений.
  1. Всесторонне с привлечение мусульманских религиозных деятелей, юристов, историков, культурологов, политологов изучить опыт существования и развития исламской правовой культуры, отдельных ее аспектов в истории Российской империи и начального этапа советского периода истории с целью возможного учета в условиях современной России.
  1. Изучить и обобщить практический опыт деятельности духовных управлений мусульман по распространению исламской правовой культуры, отдельных ее элементов в условиях современной России, их региональные особенности. Проанализировать принимаемые ими решения и источники их формулирования, выявить общие тенденции и особенности их деятельности.
  1. Повысить эффективность и регулярность контактов между духовными управлениями мусульман в целях обмена информацией и опытом работы, обобщения практики распространения исламской правовой культуры на основе добровольности и взаимности.
  1. Рекомендовать провести всесторонние научные исследования, посвященные потенциальным возможностям функционирования и перспектив развития исламской правовой культуры, в условиях современной России, а также практике зарубежных немусульманских стран по данной проблематике.
  1. Рекомендовать духовным управлениям мусульман в ходе проповеднической деятельности обращать внимание на то, что исламская правовая культура это не только набор прав, но и свод обязанностей для каждого правоверного мусульманина.
  1. Рекомендовать духовным управлениям мусульман усилить контроль над деятельностью имамов и внутренних структур, осуществляющих работу по толкованию шариатских норм.
  1. Рассматривать настоящую конференцию началом проекта по проведению регулярных научно-практических форумов, посвященных вопросам исламской правовой культуры в условиях современной России.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика