Ризаетдин Фахретдин о такфире

После завершения эпохи салафов[1] в мир ислама вместе с населением Ирана проникла и склонность к преувеличениям и крайностям, свойственная его нравам. Кроме этого, персы, стремясь найти средство для [реализации] своих политических устремлений, стали распространять среди мусульман выдуманные хадисы и рассказы, связанные с необычайными явлениями. Они приложили множество усилий для насаждения небылиц и историй о чудесах. В итоге безмерие иранцев стало частью исламского мира. Скверные и благородные титулы, превосходящие всякую меру порицания и восхваления, стали с легкостью раздаваться направо и налево. К примеру, такие славословия, как «Приближенный к Аллаху», «Управитель судеб», «Величайший ученый мира», «Боговдохновенный учитель», «Обновитель второго тысячелетия», «Наместник Аллаха на земле», «Олицетворение предвечной заботы», «Наставник всего живого» и тому подобные; также слова «нечестивец» и «грешник», «безбожник» и «отвергающий Творца», «атеист» и «неверующий», – все это звучало в отношении людей, которые хранили завесу стыда на своих лицах и о чьем вероубеждении не было получено копий с Хранимой Скрижали[2]. Младшие, переняв у старших, простолюдины, беря пример с элиты, пристрастились к подобной чрезмерности, и придавали ей не больше значения, чем умертвлению клопов.

Дитя, которому не привили справедливость, каким бы оно ни было способным и проницательным, испортится и вырастет обладателем дурного нрава из-за скверного воспитания.

То же происходит и с общинами, которые сделали обыкновением пристрастие к безудержному впадению в крайности. Они приходят в упадок, с одной стороны, возвеличивая обычных людей до степени гаусов[3], кутбов[4], пророков и даже, упаси Аллах, божеств, с другой – низводя их в пучину неверия и безбожия под предлогом законного на то основания, а всему виной пресловутое негодное воспитание. Среди них не господствует справедливость, не сохраняется беспристрастность. Возможно, постигнув эту глубинную мудрость, Величайший посланник запретил безмерное одобрение и в одном из своих хадисов сказал: «Пусть тот из вас, кому придется хвалить своего брата, скажет: “Я считаю такого-то [таким-то], [правду же о] нем знает [только Аллах], и я никого не восхваляю пред Аллахом”» (1)[5].

Разум наций, среди представителей которых отсутствуют справедливость и правдивость, утратит свое естественное состояние, и по этой же причине из таких народов не выйдут великие люди. Ибо у наций, приобретших привычку к чрезмерности и излишеству, не будет ясности мысли, а в обществе, лишенном четкого мышления, не появляются личности с возвышенной натурой. Это доказано посредством опыта и истории. В опыте не случается грубых ошибок, а история не лжет. На самом деле, в этом кроется одна из причин, по которой в последнее время среди мусульман так мало великих людей и гениев.

Некто может быть как праведным и приближенным Аллаха, так и безбожником. Нет ничего невозможного в том, чтобы он стал Олицетворением предвечной заботы, Спасением мира и Прибежищем человеческого рода, если Аллах Всевышний окажет [ему] благосклонность. Однако, при отсутствии вести от Обладателя шариата[6], людям нелегко узнать об этом. В своих суждениях, основанных на собственных предположениях и домыслах, они один раз попадают в цель и десять раз ошибаются. Поэтому им следовало бы не превышать границы своих прав, не утруждать себя взвешиванием на своих негодных весах того, что является прерогативой лишь Аллаха Всевышнего.

Простолюдины испытывают неприязнь к тем, кто не участвует в их бесполезных собраниях и не выказывают довольства их глупыми речами. Для того чтобы добиться их симпатии, необходимо точно так же, как они, клеветать, погрязать во лжи и влезать в чужие дела. Те, кто осведомлен об их духовном состоянии и желает более всего угодить им, стремятся показаться перед ними богобоязненными и заслужить их похвалы. А затем они подстрекают народ против неугодных им убеждений, вымарывают в грязи многих людей с благородной душой и чистой совестью, объявляют своих противников заблудшими и порочными. По их мнению, подобные действия представляют собой поддержку исламской религии. Эти себялюбцы и гордецы не ведают о том, что все это, напротив, является преступлением и торговлей религией. Ибо любая чрезмерность сопряжена с упущением и каждое безрассудное деяние влечет за собой отчуждение обладателей [незамутненного] разума. Наконец, из-за подобных личностей люди охладевают к вероучениям, пренебрегают небесными законами. Вина же за это лежит не на религиях, а на тех, кто без малейшего на то основания действует от их имени.

Хотя между верой и неверием нет никаких градаций, мусульманин находится от обвинения его в неверии на таком же расстоянии, какое разделяет запад и восток. Благородный Коран предписывает: «Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины, чтобы вы свидетельствовали обо всем человечестве»[7]. На тех, кто выносит решения под влиянием собственных предположений и догадок, и в особенности личной неприязни, не распространяется смысл слов «придерживающийся середины».

Ислам представляет собой всеобщее учение, охватывающее мирское и духовное и улучшающее состояние общества. Его приверженцы, стремясь действовать в соответствии с этим учением, должны в первую очередь совершенствовать свои души и нравственность, по мере возможностей исполнять обязанности по отношению к Аллаху Всевышнему и к людям. Наш Пророк сказал: «Мусульманин – это тот, кто не причиняет [другим] мусульманам вреда своим языком и своими руками» (1)[8]. Когда-нибудь и торговцы религией поймут, достигли ли они успеха в своей купле-продаже, и узреют результаты своих деяний: «Каждому человеку воздастся по делам его. Добро – добром, а зло – злом».

---------------------------------------------

[1] Салафы (от салаф – «предки», «предшественники») – термин «салафы» в исламской науке используется при упоминании трех первых исламских поколений: сахабов (сподвижников Пророка, мир ему), табиинов (последователей сподвижников) и таби-табиинов (идущих за последователями сподвижников).


[2] Хранимая скрижаль (аль-Ляух аль-махфуз) – небесная скрижаль, неизменная Книга судеб, в которой записано предопределение, касающееся абсолютно всего; в ней есть информация о каждом создании, все события прошлого и будущего.

[3] Гаус («помощник») – высший ранг в суфийской иерархии святых, часто используется как синоним титула «кутб».

[4] Кутб («ось», «полюс», «столб») – высший ранг в суфийской иерархии.

[5] (1) Бухари. Т. 7. С. 87.

[6] Под термином «Обладатель шариата» (صاحب الشريعة) подразумеваются Всевышний Аллах, ниспославший шариат, и Его Посланник (мир ему), передавший шариат человечеству.

[7] Коран, 2:143.

[8] Сахих аль-Бухари. Т. 1. С. 8.

Из книги Ризаетдина Фахретдина «Ибн Араби»


Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика