Российские эксперты ответили на вопрос о халяльности криптовалют

Мадина Калимуллина / Зарина Саидова
В этом месяце в социальных сетях и СМИ широко обсуждалась тема криптовалют и их статуса в понятийной системе исламской экономики. Поводом для дискуссии стало заявление главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова о покупке биткоина, который зарубежные богословы считают противоречащим исламу.

Ранее IslamNews  цитировало зарубежные фетвы о неприемлемости такого вида валют по канонам шариата, выпущенные учеными из различных стран, в том числе, Египта, а также аналогичное мнение признанного эксперта международного уровня по исламской экономике, профессора Мунзира Кахфа.

В дальнейшем от Кадырова прозвучал ответ на риторический вопрос, вынесенный в заголовок публикации IN. – «Если кто-то считает, что для граждан России обязательны фетвы Египта и Палестины по криптовалюте, он глубоко заблуждается. Мы не граждане Египта, чтобы заявлять о запретности биткоина, основываясь на Каирской фетве», – заявил он.

Для прояснения ситуации с криптовалютами корреспондент IslamNews обратился к двум российским экспертам в области исламской экономики и финансов. Халялен ли все-таки пресловутый биткоин?

Исполнительный секретарь Российской ассоциации экспертов по исламскому финансированию (РАЭИФ), кандидат экономических наук Мадина Калимуллина констатировала, что российское экспертное сообщество по исламским финансам активно обсуждает тему криптовалют и рассматривает позиции уважаемых ученых из разных стран.

«На нашей ноябрьской выставке халяль в Москве мы пригласили лучшего эксперта в России по данной теме, имеющего, в том числе международную сертификацию, а также практика исламского финансового дела, главу исламской финансовой компании для обсуждения вопросов, связанных с криптовалютой, факторами ее дозволенности и запретности, – пояснила Калимуллина. – Пока наши ученые не берутся делать заявления о халяльности криптовалюты, однако они четко обозначают те характеристики, которые делают ту или иную криптовалюту запретной или сомнительной для сделок с ней».

Среди таких отрицательных характеристик эксперт перечислила «отсутствие гаранта денег (функцию, которую выполняет государство)» и «высокую степень спекуляции на рынке, что приводит к тому, что люди пользуются данной системой не для собственно оплаты или хранения денег, но для зарабатывания на разнице курсов, то есть присутствует высокая степень азарта и спекуляции».

Вопрос о «халяльности» или «харамности» биткоина мы задали также ведущему аналитику по мировым рынкам инвестиционной компании «ФИНАМ» и эксперту в области исламских финансов Зарине Саидовой.

«Скажу сразу, что я не имею богословской ученой степени для канонического решения по данному вопросу, но хочу отметить, что не нужно быть богословом, чтобы назвать ряд очевидных моментов, позволяющих усомниться в халяльности (дозволенности) криптовалют в их нынешнем виде  – в частности, им присущи элементы майсира (сродни азартным играм) и гарар (неопределенность и неоправданно повышенные риски)», – отметила эксперт.

По мнению аналитика, операции с криптовалютами сопряжены с высокой спекулятивной составляющей, и сам биткоин не привязан к реальной экономике, а для активов в шариатской системе координат связь с реальной экономикой крайне важна.  Да и класс активов, в который входит биткоин, тоже под вопросом – к примеру, американская CFTC вообще относит его к разряду «коммодитиз», отмечает Саидова.

«С позиции инвестора-мусульманина, сторонящегося сомнительных сделок, следовало бы скептически относиться к криптовалютам, тем более что в современном мире существует огромный спектр вложений, соответствующих канонам шариата – речь идет, к примеру, об акциях и индексных фондах».

«Американский индекс голубых фишек Dow Jones за 2017 год вырос более чем на 24%, а в его составе как минимум половина бумаг имеет признание shariah-compliant от международных агентств, да и в мировом масштабе дозволенных исламом видов вложений предостаточно», – подытожила аналитик.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика