Top.Mail.Ru

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам:


РПЦ снова черпает идеи в исламе

Иерархи РПЦ изучают исламский опыт

Иерархи РПЦ изучают исламский опыт

Теги:

2
23 Декабря 2014г.

Православный банк и фонд инвестиций могут появиться в России. Данную идею высказал в ноябре глава отдела РПЦ по взаимодействию с обществом известный протоиерей Всеволод Чаплин, которому пришлись по нраву принципы исламского банкинга, стремительно набирающего популярность в мире.

Православный священник предложил для реализации данного проекта воспользоваться мусульманским опытом. Развивая свою идею он, в частности, отметил: "Сегодня исламские банки – это довольно-таки современный феномен, не имеющий преемственности из Средневековья. Ростовщичество – это, собственно, глобальная беда, глобальная финансовая пирамида. Наличие постоянно увеличивающейся, ничем не обеспеченной денежной массы – это экономика, которая не может не кончиться крахом по определению".

Призыв Чаплина неожиданно быстро нашел практическое продолжение. Группа российских предпринимателей в инициативном порядке взялась проработать этот вопрос, пишет "Российская газета".

Модель православного банка обрисовал член инициативной группы и одновременно член комитета по инвестиционной политике Торгово-промышленной палаты РФ Дмитрий Любомудров. По его словам, предлагается, чтобы у банка не было одного владельца, чтобы это были равные пакеты – не больше 10 процентов, нельзя их перепродавать, консолидировать, перекупать с целью сосредоточить у себя контроль.

Банк должен будет выполнять поручения своих клиентов, осуществлять расчеты между организациями, обеспечивать сохранность средств. И при этом не будет заниматься проектами, связанными с повышенными рисками, выдавать кредиты и участвовать в организации спекулятивной торговли на валютном и фондовом рынках. То есть не станет увлекаться ростовщичеством, деятельностью, долго находившейся в средневековой Европе под запретом католических христиан. Ростовщичество считалась грехом для христиан.

Кроме православного банка, выдвинувшие эту практическую инициативу предприниматели собираются создать православный фонд инвестиций. Для финансирования реального сектора экономики, приобретение оборудования, технологий и производственных площадей. Фонд не будет вкладывать средство в производства, поощряющие дурные привычки и пороки, например, в производство табачных изделий и азартные игры. Он также не будет оказывать финансовых услуг населению.

Кстати, это не первое обращение Русской православной церкви к исламскому опыту. В апреле 2011 года тот же протоиерей Чаплин в очередной раз высказался за введение дресс-кода, идея которого созвучна с исламским предписанием хиджаба. А до этого его коллеги неоднократно говорили об универсальности и нравственности ислама. В частности, глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата архиепископ Иларион в 2009 году высказал мнение о том, что православие не в состоянии проникнуть, подобно религии пророка Мухаммада, во все сферы человеческой жизни. Угрозу Иларион видел не в “сильном исламе”, а в “слабом христианстве“, называя ислам религией, очень хорошо приспособленной к нуждам “обычного земного человека”, поскольку в ней “минимум богословия и максимум нравственности”. “Кроме того, это религия, направленная на то, чтобы проникать во все сферы жизни человека, поэтому существуют и исламское государство, и исламское право”, – заявил тогда представитель РПЦ.

Позже он отметил, что христианам есть чему поучится у мусульман в деле сохранения семейных ценностей.

А в 2012 году Русская православная церковь выступила за признание эмбриона человеком и призвала запретить использование стволовых клеток как в научных, так и в медицинских целях. Соответствующие поправки в законодательство, разработанные специальной экспертной группой из представителей РПЦ, юристов и биологов, были направлены главе Минздравсоцразвития РФ Татьяне Голиковой. В российском законодательстве следует закрепить определение эмбриона как “человека, находящегося на стадии развитии от зиготы до восьми недель”, считают священники: это позволит считать зародыш человеком, после чего зародыш будет попадать под действие Декларации прав ребенка, принятой в 1959 году. Эта инициатива, по сути, повторяет исламские предписания, согласно которым эмбрион с определенного дня своего развития уже является человеком.

Впрочем, не все православные инициативы, идеи для которых были почерпнуты в исламе, завершились успехом. Некоторые из них были не приняты высшим руководством церкви. В частности, глава РПЦ патриарх Кирилл отказался от идеи протоиерея Чаплина ввести православный дресс-код, несмотря на то, что, по мнению некоторых православных священнолужителей, отказ от соответствующих норм в одежде является "отступлением от воли Божией".

Что касается православного банка, то и здесь апелляция к системе неростовщических финансовых учреждений представляется скорее формальностью. Ведь, как заявили инициаторы проекта, православная финансовая система работоспособна на общих основаниях, и для создания и функционирования таких структур не нужны новые законы. Главной отличительной особенностью "православного банкинга" по сравнению с традиционным является "честность", утверждают авторы идеи.

Однако, как показывает передовой зарубежный опыт, без формирования соответствующей законодательной базы организация банковского дела, базирующегося на нравственных нормах, исключающих паразитизм, ростовщичество и лихву, представляется труднореализуемой. Поэтому для успешной реализации данного проекта в России РПЦ вместе с его формальной частью придется перенимать и другие наработки исламского банкинга, в том числе и в части законодательной.

Автор: Марат Расулов

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии (2) Версия для печати

Добавить комментарий

Мансур ★★
23 Декабря 2014г.
Ответить

Пусть лучше в Исламе черпают, чем в Талмуде.

impuls ★★★
23 Декабря 2014г.
Ответить

Господь сказал: «Те, которым Мы, Бог, даровали писание до этого, — они верят в сей Коран. А когда им его читают, они говорят: «Мы уверовали в него, он — истина от нашего Господа. Мы еще раньше этого были мусульманами (предавшимися Богу)». Этим будет дарована их награда дважды за то, что они терпели. Добром они отстраняют зло и дают из того, чем Мы их наделили. А когда они услышат пустословие, то отвертываются от него и говорят: «У нас свои дела, а у вас — свои. Мир вам! Мы не стремимся к неведающим!» Ты, о Пророк, не ведешь прямым путем тех, кого хочешь. Аллах ведет, кого пожелает. Он лучше зн...
Читать дальше