Депутат Государственной Думы Российской Федерации пятого созыва, директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров в интервью IN рассказал о том, как готовилось письмо Всемирного союза мусульманских ученых (ВСМУ) об ИГ, а также развеял некоторые расхожие заблуждения относительно этой международной организации улемов.
- Как вы оцениваете заявление ВСМУ, какие моменты документа кажутся вам наиболее важными?
- Во-первых, хочу отметить, что документ подписан генеральным секретарем Всемирного союза мусульманских ученых Али аль-Карадаги, который неоднократно посещал РФ, в частности, Дагестан и Ингушетию, и очень многое сделал для стабилизации ситуации в этих республиках. Он выступал на федеральном канале «Россия-24», где резко раскритиковал экстремистскую организацию «Хизб ут-Тахрир». То есть это человек не новый, он знает ситуацию в России в этом плане.
Что касается его уверенности в том, что РФ на Ближнем Востоке занимает конструктивную позицию и является важным государством с точки зрения международной политики, это важный внешнеполитический момент. Что касается внутренней ситуации в России, он считает, что мусульмане в России пользуются всеми правами, наравне с другими, что в России недопустимы экстремизм и терроризм как таковые. И наиважнейший момент: он как генеральный секретарь ВСМУ заявляет о том, что впредь все документы, исходящие из ВСМУ по России, должны согласовываться с мусульманскими богословами РФ.
- Вы лично сыграли определенную роль в появлении этого письма?
- Скажем так, я всегда соблюдаю элемент скромности. В свое время я, будучи депутатом Госдумы, дважды обращался к президенту ВСМУ, г-ну Юсуфу Аль-Кардави. У нас, к сожалению, некоторые псевдополитологи не понимают, кто это такой. Первый раз я обратился как депутат ГД по поводу необходимости пояснения в виде фетвы в связи с терактом во Владикавказе. Аль-Кардави резко осудил теракт и вообще экстремизм как таковой, выпустил фетву о недопустимости актов самоубийства. Эта фетва была сугубо положительной. Затем я обратился к нему по поводу борьбы с наркотиками, которые у нас, как известно, тоже являются большой головной болью. Он резко осудил все, что связано с этим явлением, со ссылками на Коран, дал очень существенную фетву. Учитывая его авторитет в мусульманских регионах, многие главы республик Северного Кавказа всячески пропагандировали эти фетвы, особенно в борьбе с терроризмом.
Мой друг и бывший помощник по Госдуме г-н Луай является представителем ВСМУ в РФ. Мы как-то обсуждали все эти вопросы, и возникла идея, чтобы наши богословы, которые входят в ВСМУ (а это более 40 известных мусульманских деятелей) обратились к аль-Карадаги с тем, чтобы он пояснил позицию ВСМУ по РФ, что, собственно, он и сделал.
- Эксперты говорят, что ВСМУ отражает точку зрения большей части мусульманской уммы. Так ли это? Ведь некоторые говорят, что ВСМУ является порождением «Братьев-мусульман».
- Да нет, послушайте. 90 тысяч наиболее крупных исламских богословов входят в ВСМУ. ВСМУ объединяет не только мусульман-суннитов, но и мусульман-шиитов. Там есть вице-президент, который отвечает за шиитов, есть вице-президент, который отвечает за ибадитов – мусульман Омана, части Северной Африки. Если бы ВСМУ отражал позицию «Братьев-мусульман», то тогда там не было бы ни шиитов, ни ибадитов. Г-на Кардави часто обвиняют в том, что он чуть ли не мировой лидер «Братьев-мусульман», но он пользуется огромным, колоссальным авторитетом среди всех мусульман, в том числе, и тех, кто разделяет взгляды «Братьев». Мир – сложная вещь! Нельзя к нему так примитивно относиться. Но тот факт, что он и его генеральный секретарь готовы работать и многое делать в этом направлении, позитивный фактор, отрицать который ни в коем случае нельзя.
Чтобы понимать, что такое ВСМУ, приведу пример. У меня достаточно большой опыт работы с исламскими богословами еще со времен СССР, когда я активно работал в Ташкенте, в том числе, с шейхом Мухаммадом Садыком, муфтием Мавранаха, всей Средней Азии и Казахстана. Это был человек глубоко положительный сам по себе. И он от Узбекистана входил в наблюдательный совет ВСМУ. Всем известна позиция Ислама Каримова, президента Узбекистана, и его борьба с радикалами, даже с малейшим намеком на них. Если г-н Каримов откомандировал туда г-на Мухаммада Садыка, говорить после этого, что ВСМУ – что-то не то, могут только люди с большой фантазией или большой дурью в голове.
- Если Союз занимает пророссийскую позицию, откуда исходит критика в адрес российских властей за сотрудничество с ВСМУ и чем она обусловлена?
- Я бы так не ставил вопрос, что ВСМУ занимает пророссийскую позицию. ВСМУ занимает очень взвешенную, нормальную позицию, пытаясь сбалансировано относиться ко всем ведущим странам, в том числе, к РФ, учитывая, что Россия является христиано-мусульманской страной. Да, они с уважением относятся к российской власти и государству, что, в общем-то, нормально.
А критика исходит, во-первых, от неучей, от людей, которые не понимают этого. Даже если предположить, что Юсуф аль-Кардави когда-то сделал какие-то заявления, когда-то относился с непониманием, превратить его во врага – это высший пилотаж. Я хотел бы напомнить, что, например, некоторые руководители субъектов Северного Кавказа когда-то воевали против нас, а сейчас они стали нашими друзьями, руководителями субъектов федерации. И они являются патриотами России. Вы понимаете, о ком я? И что теперь, вспоминать, кто когда-то что-то делал, что ли?
У меня есть колоссальный опыт работы с исламскими лидерами, причем разнополюсными, и я уверен: надо со всеми работать и всех привлекать, если они могут внести что-то положительное. Текст письма Карадаги, согласитесь, носит конструктивный и полезный характер, показывая мусульманам в РФ и за ее пределами, что ВСМУ уважительно относится к российской политике и готов идти нам навстречу.
Ответить
Аркадич рубит правду-матку