«Серебро за меха» – как расплачивались в Волжской Булгарии

Под занавес уходящего года 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией в Присутственных местах Казанского Кремля открылась выставка «Серебро за меха», в которой представлены 142 уникальных экспоната, в том числе из собрания Государственного Эрмитажа. Интересно, что некоторые экспонаты позволяют ознакомиться с начальными этапами торговли «серебром за меха», относящимся ко времени тюркских каганатов. Здесь же представлены шедевры средневековой торевтики и ювелирного искусства, сосуды из собрания Государственного Эрмитажа и средневековое художественное серебро из коллекции Фонда Марджани.

По словам президента Фонда Марджани Рустама Сулейманова, представленные на выставки изделия – это высококачественные сосуды, которые специально изготавливались для знати, на многих из них есть надписи какому правителю они принадлежали.

Обратившись к истории, мы узнаём, что первые попытки торговых контактов между народами Средней Азии и Волго-Камья относятся к первым векам нашей эры. Однако при этом вплоть до рубежа V-VI вв. у среднеазиатских народов было крайне мало серебра, а меха на Востоке ценились не так высоко, как десятилетиями позже. После того, как империя сасанидов в Иране потерпела поражение от эфталитов («беллых гуннов»), согдийские купцы стали вывозить художественное сасанидское серебро в Восточную Европу, особенно в Приуралье и Прикамье, где меняли его на меха. Вплоть до завоевания Согда арабами в VIII веке под контролем согдийцев была вся торговля шёлком. Обычно этот процесс шёл следующим образом: согдийцы приезжали в поселения Восточного Приаралья, где сходились дороги, опоясывающие Аральское море с севера и юга, где происходил обмен серебряных сосудов на партии меха. Также меха согдийские купцы получали и от кочевников Южной и Западной Сибири.

В X веке Волжская Булгария принимает ислам и становится самым северным мусульманским государством. Багдадское посольство под руководством Ибн Фадлана буквально открыло новый рынок для продукции ремесленников Среднего Востока. В то время наиболее мощным центром исламского ремесла являлась область Хорасан, где культура иранцев достигла своего наивысшего расцвета. Продукция хорасанских мастеров распространялась от восточного побережья Африки до приполярного Урала, а в мастерских выделывали полный спектр бытовой медной посуды.

Особое внимание на выставке уделяется посуде. Как мы знаем, в исламе есть запрет на использование в быту посуды, изготовленной из драгоценных металлов. Желая обойти существующие запреты, в Ираке и Сирии в VIII-IX вв. мастера нашли оригинальный выход – технология производства люстровой керамики. Речь идёт о том, что уже обожжённую глазурованную чашу наносился рисунок красками, которые содержали оксиды золота, серебра или медных сплавов. После восстановительного обжига в печи изделия получали блеск, который ничем не отличался от серебра или золота. В домонгольское время самым известным центром производства люстровой керамики был город Кашан в Центральном Иране. Отсюда изделия расходились далеко за пределы страны. К примеру, фрагменты люстровой посуды находят и в Золотой Орде, и в Биляре.

Когда мы говорим о культуре какого-либо народа, то нельзя обойти стороной ювелирное искусство. В X веке ювелиры Среднего Востока по праву считались одними из наиболее искусных в мире. Большую роль в сложении стилей и техник сыграли восточные провинции Византии, а также Иран и Ирак. Изделия из стран Ближнего и Среднего Востока копировались и переосмыслялись мастерами других регионов. Именно отсюда пошла традиция изготовления височных колец и серёг, украшенных полыми шариками-бусинами. Восток же можно назвать родиной витых браслетов. В предмонгольское время в Иране и Средней Азии (речь идёт о Мавераннахре) начались первые опыты изготовления филигранных изделий. Техника была заимствована из Китая, а позже получила широкое распространение в Древней Руси и Волжской Булгарии.

Что же касается Волжской Булгарии, то для местного населения было характерно использование большого количества металлических украшений, когда речь заходит о женском головном уборе. В XII веке в моде были металлические очелья с подвесками и крупные гривны с «шумящими» монетовидными привесками. В домонгольскую эпоху женщины использовали разные типы височных подвесок и серёг, которые выделялись обилием зерни и сложными формами.

Возвращаясь к изделиям из серебра, нужно отметить, что в Волжской Булгарии подобные изделия получили широкое распространение уже в XI веке. Этому способствовало близкое знакомство с привозными изделиями из Средней Азии. Однако будет неправильно говорить о слепом копировании, поскольку местные мастера добавляли в декоративное убранство много элементов собственной культуры. Одновременно с этим можно говорить и об изготовлении уникальных чаш с изображениями фантастических существ и сложными мифологическими сюжетами. Такие чаши предназначались для торговли с северными народами. В этих изделиях нашёл отражение богатый бестиарий «Страны Мрака», как называли арабы неизведанную территорию к северу и востоку от Волжской Булгарии.

В рамках экспозиции «Серебро за меха» организаторы смогли показать материально-экономическую составляющую, связанную со временем принятия ислама как государственной религии на территории Волжской Булгарии. Выставка будет открыта для посетителей вплоть до 2 апреля 2023 года.

Ильмира Гафиятуллина

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика