Северный Кипр стремится выйти из изоляции

news-XrF62N7tDA
В непризнанной международным сообществом Турецкой Республике Северного Кипра /ТРСК/, как уже сообщал наш сайт, 20 июля в 33-й раз торжественно отметили День мира и свободы. Среди российских журналистов, прибывших на это событие в самопровозглашенное государство, был корреспондент «Московских новостей» Юрий Паниев, которому удалось взять интервью у премьер-министра ТРСК Ферди Сабита Сойера. Приводим выдержки из этого интервью. – Что означает День мира и свободы для турок-киприотов?



Сойер. Конфликт между нами и греками-киприотами , временами жестокий и кровопролитный, начался с нарушения прав турецкой общины в 1963-м. В середине июля 1974 года при поддержке хунты «черных полковников» на Кипре произошел переворот. Президент Макариос был отстранен от власти, а контроль над островом перешел к тем, кто выступал за энозис – присоединение Кипра к Греции. Это означало бы новую колонизацию после освобождения в 1960 году от английской. В качестве ответной меры 20 июля на север Кипра, расположенного всего в 65 км от Турции, высадились ее войска. В результате военный переворот потерпел поражение, что, кстати, привело как к восстановлению законной власти, так и падению хунты в Греции.



- Но Турция выводить войска не стала…



Сойер. Кипр оказался разделенным по этническому признаку на Север и Юг. Нам принадлежит примерно 36% территории, на которой проживает почти 260 тысяч человек. После многолетних переговоров с южанами, не давших результатов, была провозглашена Турецкая Республика Северного Кипра. К сожалению, до сих пор она признана только Турцией.



- Каков ущерб, наносимый Северному Кипру международной изоляцией?



Сойер. Возьмем, к примеру, доставку грузов. Стоимость контейнера в порт Фамагусты достигает 700 долларов, тогда как на Юге она не превышает 300. А все потому, что контейнеры сперва доставляются в турецкие порты, там перегружаются на маломерные суда и только потом прибывают к нам. Кроме того, мы не можем экспортировать нашу сельскохозяйственную продукцию напрямую в Европу.



- Поскольку усилия ООН остаются тщетными, могла бы Москва предпринять какие-то шаги для снятия блокады?



Сойер. Если бы Россия уделила больше внимания кипрскому вопросу, то помогла бы продвинуть его решение и даже способствовала бы улучшению отношений между Турцией и Грецией. Ведь президент Путин уже заявлял о целесообразности снятия изоляции с Северного Кипра. И это был бы поучительный пример для США и Европы, которые так много говорят о соблюдении прав человека, но практически не замечают наших проблем.



- Каким вы видите будущее Кипра?



Сойер. Надеюсь, что в конце концов на острове будет создана федерация, где в мире и согласии, на основе политического равноправия, будут жить два народа – турки и греки. Парламент и правительство объединенного Кипра будут состоять из представителей обоих этнических сообществ…



- Что вы думаете о ситуации в других непризнанных государствах? Как могут быть разрешены конфликты, скажем, на Кавказе или в Косово?



Сойер. Я лично сепаратизм не одобряю. Считаю, что следует искать политический компромисс на основе федерализма. И в этом отличие проблемы Кипра от Косово или постсоветских самопровозглашенных республик. Если те стремятся вырваться из стран, в которых формально находятся, то, мы, наоборот, пытаемся объединиться.



Автор: 111

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика