Шамиль Султанов: Большинство совершающих хадж сегодня – религиозные туристы

ШамильСултанов (первый слева) в долине Муздалифа

ШамильСултанов (первый слева) в долине Муздалифа

Теги:



2
28 Сентября 2016г. (25 Зу-ль-хиджа)
Вернувшийся из хаджа  (паломничества)  российских политолог и системный аналитик Шамиль Султанов поделился c ИА IslamNews своими впечатлениями и наблюдениями в святых местах.

IN. Шамиль-хаджи,  Вы недавно совершили хадж, первый раз в жизни. Что побудило лично Вас к такому шагу – какие-либо глубинные, метафизические основы этого столпа веры ислама, необходимость выполнения ритуально-религиозного предписания, либо что-то еще?


Ключевой момент заключается в следующем. Прежде всего, давайте разберемся, что такое хадж, и почему нет аналогов ему в других религиях? Потому что в последние годы свой жизни Посланник Аллаха столкнулся с вызовом: почему люди от веры в Единого Бога впадают в многобожие. Это характерно для всех религий.  Всевышний послал 124 тыс. пророков, но люди с прежним упорством отвергают идею Единого Бога, она становится эфемерной. Люди признают его только на  словах, а фактически впадают в многобожие. И благодаря Пророку сформировался своеобразный внутренний механизм хаджа, в котором соединено и метафизическое, и сакральное и социальное и личностное. Все это и должно привести мусульманина к идее абсолютного господства Единобожия. Что лежит в основе сакрального смысла хаджа и что лично я хотел в нем испытать и пережить?  Я хотел пережить то, что пережил пророк Ибрахим, поставленный  Всевышним перед дилеммой. Ведь, если бы ему было указано пожертвовать своей жизнью, он несомненно положил бы ее, тем более, ему за 80 лет уже было. Ну ему было указано пожертвовать своим единственным сыном, о появлении которого на свет он десятилетиями мечтал. Здесь очень важный момент. Он оказался в ситуации, когда должен был пожертвовать сыном, которого чуть ли не обожествлял, и Всевышний не давал никакой возможности альтернативной жертвы. И  это проявляется в хадже. Когда ты приходишь на него, то, прежде всего, задаешь себе вопрос: готов ли ты пожертвовать всем во имя таухида (Едигнобожия). Как это проверить, как это сделать?  Ведь ширк (многобожие) возникает не вовне человека, а внутри него. Дело не в каменных изваяниях или деревянных, главное во внутреннем настрое. Например, вы полюбили женщину и в чем-то начинаете ее обожествлять. И это становится ширком  для тебя, перестаешь думать о Боге, а думаешь о женщине. Либо для человека всем становится карьера, либо, например, писатель пишет книгу и эта книга  - его все. А что есть Единобожие?  Единобожие – это когда ты постоянно думаешь о Боге.  Именно так поступали святые различных религий двадцать четыре часа думавшие о Всевышнем. Вот это важно было проверить во время хаджа. Ведь в момент его совершения происходит своего рода «теофания» (Богоявление) сакральное соединение трех пророков – Адама ( именно в нынешней Мекке он встретил Хаву (Еву) и отсюда началась человеческая история) Ибрахима и Мухаммада. Мухаммад ради Всевышнего отказался от всего – от своего племени и рода, отказался от близких. И это пример. Когда около 2 млн мусульман собирается здесь, они , в первую очередь должны задаться вопросом – смог бы я сделать то, что сделали в своей жизни эти пророки? И еще социальный момент. Хадж символизирует жизнь, и мы идем по этой жизни. В прошлом 600-700 лет назад человек, когда уходил на хадж, его как на смерть провожали, дорога ведь опасная была. А теперь перед людьми встает вопрос – а какова цель твоей жизни?  Если у тебя впереди смерть гниение – это одно, но если впереди Всевышний Бог, к которому ты стремишься всеми фибрами души своей это другое. Хадж важен и с психологической точки зрения. Здесь ты из среды привычной и комфортной попадаешь в среду совершенно иную. Я испытал это в Мине, куда мы переехали в ходе хаджа. Представьте себе – палатка 80 квадратных метров, в которой живут 40 человек. Мы спим на полу или на песке. К этому можно относиться по разному, но здесь мы испытываем выход за обыденность, который очень важно пережить верующему человеку, выйти за рамки обыденного, которое активно «дрессирует» личность под себя. Вот поэтому для меня и стал так важен хадж и ждал лишь знака Всевышнего о том моменте, когда надлежит совершить паломничество.


 Вы знаете среди «новых мусульман»  ( к которым относится и Ваш покорный слуга) есть расхожее выражение:  «Хорошо, что я принял ислам до того, как познакомился с мусульманами (вариант – до того, как съездил в хадж). Многие новообращенные сразу вскоре после принятия ислама отправляются в хадж и реалии его проведения часто  «приземляют» их высокие духовные мотивации. Что Вы об этом думаете? Пришлось ли Вам столкнуться с подобными явлениями в ходе хаджа?




[caption id="attachment_507167» align="alignleft»»]img_2845 Группа паломников направленная Ассоциацией культурно-просветительских организаций «Собрание"[/caption]

  К сожалению, духовная сущность хаджа часто выветривается. По моим подсчетам, прикидкам и наблюдениям 90% совершающих хадж – это «религиозные туристы». Их задача все посмотреть, совершить соответствующие обряды, как совершали их отцы и деды и потом, вернувшись домой сказать, что я был в хадже. Вот представьте себе, звучит азан в мечети, поднимается тысячи человек и… делают селфи. Понимаете, я не радикал, но за такие вещи я бы серьезно наказывал. Ну нельзя так делать. У «религиозного туриста» приземленные цели, например, на «халяву» получить определенные поблажки «хасана». Говорят, например, что один утренний намаз в мечети аль-Харам стоит десяти тысяч намазов в обычных мечетях. И начинаются размышления: »тут десять тысяч, там десять тысяч, все,  я совершил хадж с меня сняты все грехи, значит спокойно могу и дальше грешить, а через несколько лет, потратив несколько тысяч долларов, могу еще раз совершить хадж, который смоет с меня уже новые грехи. И только не более 10% выполняют хадж как религиозное предписание, искренне стремясь пройти по пути пророков. Да, к сожалению, хадж все более перестает играть роль своеобразного корректора поведения мусульманина, и это очень жаль. Знаете, что я вспоминал, находясь в хадже? Слова Мухаммада Асада (Мухаммад Асад (Леопольд Вайс) 1900-1992 г. – мусульманский ученый, общественный деятель и дипломат, выходец из ортодоксальной иудейской среды): «Не мусульмане сделали ислам великим, это ислам сделал великими мусульман).


Каковы Ваши впечатления о Медине, Мекке, в целом о Саудовской Аравии, как о стране. Насколько, находясь в ней, создается ощущение «святой земли» мусульман?


 Ну, я не в первый раз в Саудовской Аравии. Был в Эр-Рияде, Джидде, совершал умму. Что хочу сказать. Мекка сама по себе чистый город, но когда приезжают сразу 2 млн. человек ситуация резко меняется. В этом году была такая ситуация, когда до 8 сентября шло как бы наполнение города паломниками, а собственно 9 сентября начался сам хадж. С этого момента город закрывается, нельзя не въехать не выехать. И  тут  Мекка превращается в грязный город, не потому, что саудовцы такие грязнули, а потому что в одном месте собираются миллионы разных людей с абсолютно разными намерениями. Еще есть такая компонента хаджа заключается в стремлении выбраться из хронической нищеты, в которой они живут где-нибудь в Пакистане, Индии или Бангладеш? Например, в прошлый раз 800 тыс. человек, приехавших на хадж потом пытались остаться нелегально в Саудовской Аравии, местная полиция их потом отлавливала и выдворяла из страны. Кстати, в этом отношении Медина – очень чистый город. Может потому, что сюда приезжают люди уже прошедшие очищение хаджем, следящие за собой, и по иному относящиеся к окружающему.


Как-то повлияла нынешняя международно-политическая ситуация вокруг исламского мира вообще  и ДАИШ в частности на настроения паломников и атмосферу хаджа?

  Я  хочу обратить внимание на такой социологический момент: какая социальная группа в самой большей степени представлена на хадже? По моим наблюдениям, это средняя буржуазия. Понятно, ведь не все в состоянии оплатить столь дальний путь. Например, канадские мусульмане, приехавшие на хадж, заплатили за самый скромный хадж-пакет от 7 до 15 тыс. долларов США. Поэтому костяк паломников составляет именно средняя буржуазия,у которой достаточно средств для того, чтобы привезти на хадж себя и своих родственников, больных родителей. Таковых, по моим оценкам 60-70%. Совсем бедных нет, а если таковые и есть, то они, как правило, прибывают в Мекку по благотворительным бесплатным квотам. Совершенно нет и очень богатых.


 А что такое средняя буржуазия? Это та часть общества, для которой политика не важна (если возвращаться к Вашему вопросы). Может быть, у себя дома они ее и обсуждают, но на хадже этого не происходит. Так и на моих глазах политических разговоров не происходило, а если они вдруг и возникали, то радикалы всегда осуждались. Насколько искренне, правда, я утверждать не могу.

Много ли было в нынешнем году российских паломников? Какие национальные сегменты российской уммы они представляли?

 Ну, как обычно, Кавказ, Татарстан, Башкортостан. В этом году прибыло также много мусульман из Удмуртии, Пензы ит.д. В общем, как мне сказали, свою квоту на хадж Россия выбрала полностью. В отличие, скажем, от Казахстана. У этой страны так и осталось неиспользованными от 3-х до 4-х тысяч мест на хадж. Причина – общее удорожание жизни в этой  стране и, как следствие, повышение цен на поездки.


Такой, несколько специфический вопрос в заключение. Сейчас в среде мусульман России, в частности татар, есть мнение, что надо совершать свой «национальный» хадж. Некоторые горячие головы, вообще призывают вместо Мекки совершать «национальный хадж», скажем в Булгар или Биляр ( где, согласно «историку» Г. Носовскому, в древности даже Кааба своя существовала). Что Вы на это скажите?


 Это чистой воды ширк (многобожие). И абсолютно неприемлемо. О необходимости хаджа однозначно сказано в Коране, этому посвящена 22-ая сура. И в Коране ничего не говорится о паломничестве в Булгар, Пророк также об этом ни сказал ни слова. Это чистой воды многобожие.


В свое время нечто подобное пропагандировал бывший советник президента Татарстана Шаймиева Рафаэль Хакимов, даже написавший книгу под претенциозным названием «Где наша Мекка?».  Да, такие идеи пропагандируются татарскими националистами, но между ними и татарами – практикующими мусульманами существуют непримиримые противоречия.


 

Беседовал Исмаил- Валерий Емельянов     


Cпециально для Islamnews

 


 

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

meruert 08 Октября 2016г.
Ответить

Также не может считаться хаджем в Туркестан (южный Казахстан),посещение могил якобы святых людей

Кылчык 28 Сентября 2016г.
Ответить

"...В общем, как мне сказали, свою квоту на хадж Россия выбрала полностью. В отличие, скажем, от Казахстана..." - Ничего подобного, только от одного Татарстана недобор квоты был 25%.

Яндекс.Метрика