Шараф Рашидов - исламский коммунист

Первый секретарь Компартии Узбекистана Шараф Рашидов

Первый секретарь Компартии Узбекистана Шараф Рашидов

Теги:




3
26 Января 2021г. (12 Джумада ас-сани)

С 1975 года, после того, как Хельсинкские соглашения окончательно закрепили принцип «мирного сосуществования государств с различным общественно-политическим строем» и принцип нерушимости границ на европейском континенте, противостояние великих держав сместилось в страны третьего мира. Оно, конечно, началось значительно раньше: Вьетнам, Куба, Ангола стали местами борьбы «за социалистический выбор» в 60- начале 70-х годов. Тем не менее СССР активно шел на сотрудничество с неприсоединившимися странами, предлагая им «социалистическую ориентацию».

В этом процессе активно участвовали национальные республики СССР, которые должны были демонстрировать народам, избавившимся от колониального ига, все преимущества коммунизма. Для развивающихся стран с мусульманским населением такими «витринами» были республики Средней Азии. Из них выделялся Узбекистан, которым с начала 60-х по начало 80-х руководил небезызвестный Шараф Рашидов.

Во власть Рашидов шел проторенным путем ортодоксального коммуниста. Но он не только исполнял функции руководителя-хозяйственника, партийное руководство доверяло первому секретарю миссии из разряда «народной дипломатии», когда он должен был демонстрировать и плоды советской дружбы народов, и достижения республик, шагнувших прямо «из феодализма в социализм».

У советского руководства было понимание важности борьбы за свое место в странах третьего мира, ибо, как показывал опыт того же Вьетнама, «свято место пусто не бывает» и там, где не было «Советов», быстро возникали американцы. Этим было обусловлено возрождение хорошо забытого восточного вектора советской политики, где такие люди, как Рашидов, были незаменимы.

Чтобы добиться симпатий у мусульман, необходимо было демонстрировать подчеркнуто уважительное отношение к их религии. При Рашидове это вылилось в масштабную кампанию по реставрации исторических мечетей и медресе, сильно пострадавших после ташкентского землетрясения 1966 года. При этом после восстановления культовые сооружения передавались в пользование верующим. В 1971 году в столице советского Узбекистана – Ташкенте был открыт Исламский институт имени имама аль-Бухари.

Кроме этого при непосредственной поддержке Духовного управления мусульман Средней Азии во главе с ишаном Зияуддином Бабаханом была организована международная исламская конференция в Самарканде по случаю 1200-летия со дня рождения имама аль-Бухари, к началу которой было также приурочено издание в СССР сборников хадисов «Аль-Джами ас-Сахих» и «аль-Адаб аль-Муфрад». В форуме участвовали более 60 крупнейших богословов и религиозных деятелей из 27 государств Азии, Африки и Европы, а также представители Всемирной исламской лиги. В октябре 1976 года в Ташкенте по инициативе муфтия Бабаханова была проведена конференция «Претворение в жизнь учения Корана и Сунны в современных условиях». Она была приурочена к 30-летию образования САДУМ. В сентябре 1980 года в Ташкенте была проведена Международная конференция под девизом «ХV век хиджры должен стать веком мира и дружбы между народами!».

Впрочем, вся эта деятельность не мешала Рашидову в поездках по развивающимся странам открывать там памятники «основателю первого в мире социалистического государства – В.И.Ленину». Таким образом, с одной стороны Рашидов демонстрировал гостям из мусульманских стран, что СССР не является «страной атеистов», а с другой – верность партийным принципам.

Конец этой «народной дипломатии» наступил после начала войны в Афганистане, которая была пролоббирована силовым блоком в лице председателя КГБ Юрия Андропова и министра обороны Дмитрия Устинова. Мусульманские страны не могли остаться равнодушными к советской агрессии, а также к репрессиям против исламских религиозных кругов. Одновременно это совпало с концом политики «разрядки международной напряженности» и ухудшений отношений с Западом.

Как рассказывает историк Евгений Спицын, пришедший к высшей власти в 1982 году Андропов был сторонником «конвергенции» – поглощения «соцлагеря» буржуазной системой общественных отношений. Это в том числе предусматривало и ликвидацию национально-территориального деления СССР и создания территориально-административных единиц по географическому признаку (что-то в роде дореволюционных губерний). Естественно, никакой «мусульманский социализм» при этом уже стал не нужен, а слишком самостоятельные фигуры первых секретарей компартий национальных республик только мешали.

По Рашидову был нанесен удар путем возбуждения уголовных дел по обвинению в коррупции, в том числе и знаменитого «хлопкового дела». По официальной версии, Рашидов скончался от сердечного приступа. По неофициальной – покончил жизнь самоубийством. Впрочем есть еще и версия о инсценировке суицида.

Проект «мусульманского социализма» также потерпел крах, и стал лишь достоянием истории. В современном Узбекистане Шараф Рашидов – почитаемая фигура, один из «отцов-основателей» современного узбекского государства. Ему установлены памятники, и его именем названа улица в Ташкенте.

Автор: Хасан Насретдинов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Артур Галиев 26 Января 2021г.
Ответить

Почему не написали как он при Хрущеве летал на Кубу к Фиделю Кастро во главе комиссии с высшими военными лицами страны? Карибский кризис историческое событие мирового масштаба !

Акбар 26 Января 2021г.
Ответить

Человек Легенда. Узбекистан при нем процветал и строились много огромных заводов союзного масштаба. Образование было на высшем уровне.

Не хер верить жадным русским 30 Января 2021г.
Ответить

Не хер верить жадным русским им всего мало они давно забыли об общей истории.

Яндекс.Метрика