С 1975 года, после того, как Хельсинкские соглашения окончательно закрепили принцип «мирного сосуществования государств с различным общественно-политическим строем» и принцип нерушимости границ на европейском континенте, противостояние великих держав сместилось в страны третьего мира. Оно, конечно, началось значительно раньше: Вьетнам, Куба, Ангола стали местами борьбы «за социалистический выбор» в 60- начале 70-х годов. Тем не менее СССР активно шел на сотрудничество с неприсоединившимися странами, предлагая им «социалистическую ориентацию».
В этом процессе активно участвовали национальные республики СССР, которые должны были демонстрировать народам, избавившимся от колониального ига, все преимущества коммунизма. Для развивающихся стран с мусульманским населением такими «витринами» были республики Средней Азии. Из них выделялся Узбекистан, которым с начала 60-х по начало 80-х руководил небезызвестный Шараф Рашидов.
Во власть Рашидов шел проторенным путем ортодоксального коммуниста. Но он не только исполнял функции руководителя-хозяйственника, партийное руководство доверяло первому секретарю миссии из разряда «народной дипломатии», когда он должен был демонстрировать и плоды советской дружбы народов, и достижения республик, шагнувших прямо «из феодализма в социализм».
У советского руководства было понимание важности борьбы за свое место в странах третьего мира, ибо, как показывал опыт того же Вьетнама, «свято место пусто не бывает» и там, где не было «Советов», быстро возникали американцы. Этим было обусловлено возрождение хорошо забытого восточного вектора советской политики, где такие люди, как Рашидов, были незаменимы.
Чтобы добиться симпатий у мусульман, необходимо было демонстрировать подчеркнуто уважительное отношение к их религии. При Рашидове это вылилось в масштабную кампанию по реставрации исторических мечетей и медресе, сильно пострадавших после ташкентского землетрясения 1966 года. При этом после восстановления культовые сооружения передавались в пользование верующим. В 1971 году в столице советского Узбекистана – Ташкенте был открыт Исламский институт имени имама аль-Бухари.
Кроме этого при непосредственной поддержке Духовного управления мусульман Средней Азии во главе с ишаном Зияуддином Бабаханом была организована международная исламская конференция в Самарканде по случаю 1200-летия со дня рождения имама аль-Бухари, к началу которой было также приурочено издание в СССР сборников хадисов «Аль-Джами ас-Сахих» и «аль-Адаб аль-Муфрад». В форуме участвовали более 60 крупнейших богословов и религиозных деятелей из 27 государств Азии, Африки и Европы, а также представители Всемирной исламской лиги. В октябре 1976 года в Ташкенте по инициативе муфтия Бабаханова была проведена конференция «Претворение в жизнь учения Корана и Сунны в современных условиях». Она была приурочена к 30-летию образования САДУМ. В сентябре 1980 года в Ташкенте была проведена Международная конференция под девизом «ХV век хиджры должен стать веком мира и дружбы между народами!».
Впрочем, вся эта деятельность не мешала Рашидову в поездках по развивающимся странам открывать там памятники «основателю первого в мире социалистического государства – В.И.Ленину». Таким образом, с одной стороны Рашидов демонстрировал гостям из мусульманских стран, что СССР не является «страной атеистов», а с другой – верность партийным принципам.
Конец этой «народной дипломатии» наступил после начала войны в Афганистане, которая была пролоббирована силовым блоком в лице председателя КГБ Юрия Андропова и министра обороны Дмитрия Устинова. Мусульманские страны не могли остаться равнодушными к советской агрессии, а также к репрессиям против исламских религиозных кругов. Одновременно это совпало с концом политики «разрядки международной напряженности» и ухудшений отношений с Западом.
Как рассказывает историк Евгений Спицын, пришедший к высшей власти в 1982 году Андропов был сторонником «конвергенции» – поглощения «соцлагеря» буржуазной системой общественных отношений. Это в том числе предусматривало и ликвидацию национально-территориального деления СССР и создания территориально-административных единиц по географическому признаку (что-то в роде дореволюционных губерний). Естественно, никакой «мусульманский социализм» при этом уже стал не нужен, а слишком самостоятельные фигуры первых секретарей компартий национальных республик только мешали.
По Рашидову был нанесен удар путем возбуждения уголовных дел по обвинению в коррупции, в том числе и знаменитого «хлопкового дела». По официальной версии, Рашидов скончался от сердечного приступа. По неофициальной – покончил жизнь самоубийством. Впрочем есть еще и версия о инсценировке суицида.
Проект «мусульманского социализма» также потерпел крах, и стал лишь достоянием истории. В современном Узбекистане Шараф Рашидов – почитаемая фигура, один из «отцов-основателей» современного узбекского государства. Ему установлены памятники, и его именем названа улица в Ташкенте.
Информационное агенство IslamNews.Ru
Войти с помощью:
Ответить
Почему не написали как он при Хрущеве летал на Кубу к Фиделю Кастро во главе комиссии с высшими военными лицами страны? Карибский кризис историческое событие мирового масштаба !
Ответить
Человек Легенда. Узбекистан при нем процветал и строились много огромных заводов союзного масштаба. Образование было на высшем уровне.
Ответить
Не хер верить жадным русским им всего мало они давно забыли об общей истории.