Синдх - место почитания индусами мусульманских праведников

мазар Джам Дохара и украшенные барельефами могилы

мазар Джам Дохара и украшенные барельефами могилы

Теги:


0
02 Октября 2019г. (02 Сафар)

Ислам в пакистанской провинции Синдх имеет глубокие суфийские корни. Синдх посещали такие великие суфии как Мансур аль-Халладж, Муин ад-Дин Чишти, Баха ад-Дин Закарийя и другие, которые оставили после себя десятки тысяч последователей.

Суфии из Синдха стали родоначальниками целого жанра в суфийской поэзии – кафи.

В этой провинции находятся могилы суфийских шейхов Шах Абдул Латифа Битаи, автора поэтического сборника «Рисала», попуялрного у суфиев Юго-Восточной Азии, Лала Шахбаз Каландара, Шах Инаята и Сахала Сармазда, которые стали местом паломничества индуистов.

Кроме этого они построили мавзолеи менее известных шейхов в различных районах Синдха.

Одна из них, почитаемая как мусульманами, так и индуистами – мазар Джам Лохар располагается в 70 километрах к северу от городка Тана Була Хан.

Джам Лохар прославился своей аскетической жизнью. Будучи сыном вождя племени, он отказался получить власть по наследству, уединился в горах и вел аскетический образ жизни и был известен своим благочестием и богобоязненностью не только среди мусульман, но и среди многочисленных индуистов, родиной которых также является провинция Синдх.

Индуисты возвели над его могилой и могилами его жены и сына надгробия, украшенные резьбой по камню, состоящее из геометрических и растительных узоров. Рядом с мавзолеем располагается целое кладбище, могилы на котором также украшены каменными барельефами, сделанными в виде пирамид, высота которых доходит до 6 метров.

Деньги на памятники собрали местные индуисты. С незапамятных времен среди них существует обычай раз в год собираться на церемонию у мазара Джам Дохара и раздавать деньги беднякам-мусульманам.

Сюда также привозят маленьких детей, а также приезжают молодожены чтобы «получить благословение» на могиле мусульманского аскета.

Кроме него индуисты почитают других мусульманских праведников: Лал Шахбаз Каландара, Шах Абд аль-Латиф Бхитаи, Абд аль-Кадира Джилани (основателя тариката Кадирия), Муин ад-Дина Чишти (основателя тариката Чиштия).

Стоит отметить, что места их захоронения также являются местом зиярата (посещения) для мусульман.

Практика зияратов часто подвергается критике и тех, кто посещает места захоронения духовных учителей обвиняют в поклонении могилам.

В ответ на это последователи суфизма, которые практикуют зиярат отвергают эти обвинения и говорят, что лишь получают баракат и нур от Аллаха, так как суфийские шейхи, похороненные там были великими духовными наставниками и Божественный свет продолжает пребывать с ними. В связи с этим они также указывают, что мазары – это места упокоения великих духовных учителей и богословов, а также исторические памятники и их надо всемерно оберегать.

Пример праведных мусульманских шейхов вдохновляет последователей других религий как и в соседнем с ним Кашмире, где последователи индуизма посещают «пир Ваир», буквально «убежище святых», где находятся мавзолеи таких известных проповедников ислама и суфизма как Макдум Шейх Хамза и Хазрат Нуруддин.

Синдх как место совместного проживания представителей разных религий стал уникальным местом, в котором на протяжении многих веков возник сплав религиозных традиций. Здесь уживаются в мире и гармонии мусульмане, индуисты и христиане.

Стоит добавить, что по рассказам местных жителей нередки случаи, когда на мазаре индуисты по одиночке или целыми группами принимают ислам. Суфизм как традиция разговаривать с человеком на универсальном языке – «языке сердца», обращенная ко всем людям, не взирая на их вероисповедание доносит свет веры ислама даже в таких удаленных уголках планеты как Синдх.

Автор: Ильдар Мухамеджанов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика