Такфир в Российской империи

Сторонники джадидизма
С легкой руки некоторых экспертов принято считать, что такфир или объявление того или иного мусульманина вышедшим за пределы религии  – прерогатива преимущественно сторонников учения ваххабизма.

Однако история российского ислама запечатлела драматический момент борьбы за умы и сердца единоверцев между сторонниками старых, традиционных методов обучения исламу «кадимистов» и сторонников модернизации как процесса, так и самого исламского учения, которых по аналогии назвали «джадидистами».

[caption id="attachment_517265" align="alignleft" width="300"] Татарская школа в Российской империи[/caption]

Суть разногласий сводилась к тому что джадидисты требовали введения в медресе звукового метода обучения грамоте взамен буквослагательного, а также преподавания светских предметов. Кроме этого они перевели преподавание с арабского и османского языков на татарском языке, который обрел также статус учебного предмета.

Обличая воззрения джадидистов сторонники старой (кадим)  методики обучения,  кадимисты прямо писали, что те, кто призывает пересмотреть методы преподавания и изучать в числе прочих светские науки впали в заблуждение и вышли за пределы религии.

Так, один из идеологов старометодного обучения Ишмухамет Динмухаметов (Ишми-ишан) писал в одном из своих сочинений, что джадидисты отклонились от истинного пути ислама и не являются истинными мусульманами.

«Наглядное объяснение, что евреи, христиане, отвергая несомненные доказательства, неопровержимые документы и следуя в верованиях и деяниях прихотям своим, стали в числе оскорбляющих свою веру и принимающих ее за игрушку. Подобно им и новометодисты сделали свою религию игрушкой и исповедуют не истинную веру», – писал Ишми-ишан в одном из своих известных сочинений «Мирадж – Альфул-мифтахи – хутба».

Он также  резко порицал распространившийся среди джадидов европейский стиль в одежде, которым они подчеркивали свою «прогрессивность».

«Уподобление себя на неверных по форме одежды, в речи, по делам и обычаям – значит идти на встречу врагам Бога, то есть принять их дружно. А кто идет навстречу врагам Бога, тот отворачивается от Бога и господином его является Сатана. Быть похожим на неверных в делах мирских воспрещается; так не дозволяется и в делах преподавания; то есть обучать по методам неверующих...»,-  клеймил  Динмухаметов  в своем другом сочинении – «Таргиб альфу-далаиль тахлиси шариат» своих соплеменников, поддавшихся «искушению Шайтана».

Он не ограничивался лишь богословской полемикой, а активно сотрудничал с жандармами и органами политического сыска Российской империи, которые рассматривали просветительскую деятельность джадидов как подготовку почвы для распространения революционных идей среди «инородцев».

Некоторые историки, например, Р.Салихов, Р. Хайрутдинов считают, что именно по инициативе Ишми-ишана было закрыто новометодное медресе «Иж-Буби» и подвергнуты уголовному преследованию его основатели – братья Буби и другие преподаватели-джадиды.

Среди активистов кадимистского движения можно отметить  казанского муллу Гиладжуддина  аль-Казани, написавшего, в частности,  сочинение  «Нусуль аль-хадида фи хиляфи аль –усуль-аль-джадида» («Стальной клинок против новой методики») в которой он обличал «антиисламские принципы новой методики» и обвинял ее сторонников в том, что они «проповедуют ложную акыду».

Джадиды со своей стороны также не оставались в долгу: один из столпов джадидизма, Муса Бигиев, обвинял кадимистов в том, что они способствовали «деградации исламской морали и всеобщему заблуждению в вопросах веры».

«Эти ишаны и имамы, которые не могут оспаривать истину своими знаниями, словно стремясь прикрыть свои недостатки, леность и невежество, пускают из-под полога ислама стрелы такфира в каждого, кто вступил на путь свободомыслия. Не смотря на то, что у таких имамов и ишанов нет ничего общего с исламом, они, тем не менее, не могут избавиться от такого порока, как обвинение других людей в отступничестве», – писал Бигиев в своем сочинении «Рамахт иляхия бурханнары» («Доказательства божественного милосердия»).

Другие последователи джадидизма  шли  дальше  и еще  при царском режиме поклялись уничтожить в числе прочих  мулл «Ишми-ишана (Тунтари), ахуна Усманова из Уфы, Галимджана  Баруди и муфтия Султанова». (О.Н. Сенюткина Тюркизм как историческое явление (на материалах истории Российской империи 1905-1916 гг.)

И если муфтий Султанов  не попал в руки выпускников джадидистских медресе (он умер в 1915 году), то Ишми-ишан был расстрелян в 1919 году по обвинению в контрреволюционной деятельности.

В  современной России «традиция» взаимных обвинений была продолжена.

Доходило до того, что некоторые муфтии из разных духовных управлений  обвиняли друг друга в ваххабизме  и антигосударственной деятельности.

С другой стороны  – сторонники экстремистских взглядов «такфирят» каждого, кто не разделяет их враждебного отношения к государству и иноверцам.

Как говорится, новое – это хорошо забытое старое.

Автор: Ильдар Мухамеджанов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Ханан Ар-рифаиий 30 Января 2017г.
Ответить

в чем-то согласна с теми а в чем то с другими. в конце концов это привело позже тому что татарский перешел с арабской графики на кирилицу . ну и одежды исламские не сохранили но здесь есть и другие факторы процесса.

kamilkkkk 26 Января 2017г.
Ответить

Очень интересная тема .

Яндекс.Метрика