За свою многовековую историю татарский костюм претерпел значительные изменения, однако по-прежнему оставался востребованным и отличительным признаком целой нации. Время трансформировало формат и декорирование калфака и тюбетея, внесло новые элементы в традиционный костюм, способствовало использованию разных цветов, несвойственных татарам ранее, и даже значительно упростило татарский костюм. Наглядно ознакомиться с тем, каким должен быть традиционный татарский национальный костюм, можно на выставке в здании Присутственных мест Казанского Кремля «Татарский костюм – традиции и трансформация».
Если мы обратимся к истории, то узнаем, что окончательно татарский костюм оформился лишь во второй половине XIX – начале XX вв. Безусловно, немало влияние на одежду оказала европейская мода одновременно с развитием новых отраслей, которые были связаны с массовым производством изделий. Так с течением времени классическое национальное облачение трансформировалось в общенациональный костюм буржуазной эпохи.
Вообще вплоть до второй половины XIX века татарская одежда шилась в основном из тканей, произведённых в кустарных домашних хозяйствах, а одеяние из привозных льняных и конопляных тканей могли позволить себе только обеспеченные люди. Однако со временем большую популярность получили фабричные ткани, включая ситец, бязь, тик, а наиболее состоятельные татары заказывали одежду из шёлка, шерсти и даже парчи.
Нельзя не отметить, что на характер одежды значительное влияние оказывала религия и традиции Востока. Это нашло выражение в украшении одеяний изящными орнаментами, учитывая при этом все нормы морали. Однако, как уверены историки и этнографы, наиболее важную роль в становлении национального комплекса одежды сыграл странствующий образ жизни татар, требующий, чтобы одежда была удобна для езды верхом.
Экспозиция в Казанском Кремле знакомит зрителей с воссозданными специалистами историческими костюмами казанских татар, выполненными мастерами Татарстана из подлинных материалов XIX – начала XX веков (речь идёт о китайском шёлке, итальянской винтажной ткани и других материалах). Одновременно с реконструкцией можно увидеть и современные стилизованные коллекции дизайнеров национальных костюмов.
Конечно, тяжело представить, чтобы девушка выходила на улицу без целого комплекса украшений, каждое из которых в отдельности и всё вместе позволяли определить не только национальную принадлежность, но и социальный статус их обладательницы. На выставке также широко представлены антикварные национальные украшения и изделия, выполненные в технике «кожаная мозаика» с применением казанского шва, столь популярного во всём мире.
Наиболее ярко национальные особенности можно проследить в женском костюме, который, несмотря на следование традициям, стремился следовать мировым тенденциям моды. К примеру, можно заметить стремление к приталенному силуэту, отказ от больших плоскостей белого цвета, использование в отделке объёмных цветов, драгоценностей.
Отрадно, что и сегодня татарстанские дизайнеры продолжают создавать реплики костюмов и украшений, которые выставлялись и продолжают демонстрироваться в Национальном музее Республики Татарстан и на международных, всероссийских и региональных выставках, а также модных показах. Глубинный подход и внимание к деталям дают возможность реконструировать старинные прообразы татарской традиционной одежды и проследить этапы трансформации.
Информационное агенство IslamNews.Ru
Войти с помощью: