Татары как продукт Золотой Орды и Московского государства

Фото: https://m.realnoevremya.ru/galleries/257

В комментарии к материалу «Россия помогла татарам стать татарами» некто под ником VICTOR написал: «Не Россия, а монголы, у них почти получилось, но что то пошло не так…». В связи с этим хотелось бы обсудить данный тезис, ибо в нем слышится отзвук мысли любителей альтернативной истории.

Начнем с того, что все-таки не у монголов, а скорее у ханов Золотой Орды, которые были чингизидами, но в которых текла разная кровь, и самыми многочисленными подданными которых были кипчаки.

Совершенно определенно можно сказать, что во времена Золотой Орды было положено начало субэтносу казанских татар, который возник после того, как на место бывшей Волжской Болгарии пришли кипчаки хана Улу-Мухаммеда и смешались с местным населением – потомками волжских болгар.

Кипчаки приняли участие и в этногенезе западного субэтноса татар – так называемых мишар. По крайней мере – татарский язык относится к кипчакской ветви тюркских языков, хотя волжские болгары разговаривали на другом тюркском языке и это уже вполне доказано.

Однако как было замечено выше, Золотая Орда «почти смогла» создать татарский этнос, «но что-то пошло не так». И это «не так» – не что иное, как развал этого крупнейшего не только по меркам Средневековья, но и по современным меркам евразийского государства.

Почему это произошло, разные историки отвечают по-разному, но если суммировать их точки зрения то, часть причин – это сепаратизм окраин (не правда ли звучит очень современно?), а другая существенная причина по научному называется «кризис перепроизводства», когда в условиях спокойной и безопасной жизни население Половецкого поля увеличилось, а вместе с ним возросло поголовье домашнего скота, составлявшего главное богатство кочевников. Это стало причиной борьбы между разными племенами за пастбища и как следствие – корнем всех последующих междоусобиц, которые подорвали единство и силу Золотой Орды.

Последним ударом, сокрушившим это некогда могущественное государство, стала агрессия Хромого Тимура, который видел в Орде конкурента в борьбе за торговые маршруты Великого шелкового пути. Он стремился к тому, чтобы они пролегали не через Дешт-и-Кипчак, а южнее, через подконтрольный Маравеннахр. Тимур добился своей цели и уничтожил геополитического соперника.

После похода Тамерлана пространство от Дуная до Алтая перестало существовать как единое государство, в пределах которого в числе прочих народов проживали различные тюркские племена, которые стали враждовать между собой (яркий пример из нашей жизни – выяснения кто «башкир» и кто «татар», абсолютно бессмысленные с точки зрения этнологии), так и не слившись в один народ.

Россия «забрала то, что было», руководствуясь неизбежной логикой государственного строительства.

Эта земля была нашей

Пока мы не увязли в борьбе

Она умрет, если будет ничьей

Пора вернуть эту землю себе…» (Б.Гребенщиков)

Можно заменить «вернуть» на «прибрать», но с точки зрения политики ничего не изменится. Принцип «было ваше – стало наше» никто не отменял. Тем более, что никто особо и не возражал. Масса бывшей ордынской знати перешла на службу либо к той же набиравшей силу Османской империи, либо к египетским мамлюкам, либо к Московским князьям, чья власть располагалась поближе.

Фактом остается лишь то, что эти люди не считали себя единым народом, а делили друг друга по племенам и родам (те, кто был представителями знати) – совсем как уроженцы одной деревни или района отделяют себя от соседей, нередко приписывая им разные нехорошие черты. Общее вероисповедание – часто поверхностное – не мешало им истреблять друг друга, ставя интересы племени и рода выше религиозных предписаний.

Московская Русь стала новой «точкой сборки» в Северной Евразии, включив в свою орбиту всех, кто жил на ее территории. А учитывая многоконфессиональность этого пространства, разделение происходило по религиозному признаку, и он стал одним из основных краеугольных камней формирования будущих наций. Только вторым был язык. В соответствии с этими двумя признаками все тюркоязычные мусульмане рассматривались как «татары», а племена, исповедовавшие язычество и говорившие на своих языках, например, чуваши, марийцы, мордва сохранили свои названия.

Таким образом мы опять приходим к выводу, что разные по генезису тюркские племена обрели единый язык и укрепились в исламской вере, слившись в один неделимый народ именно в рамках единого российского государства. Как это произошло подробно описано в разных трудах по истории татарского народа.

Стоит добавить, что политической нацией татары стали после событий революции 1905 года, которая позволила представителям этнической нации сформулировать свои политические требования, оформленные окончательно уже при Советской власти в виде Татарской АССР. Но это – уже другая история.

Автор: Ильдар Мухаметжанов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Виктор Мурашов 13 Июля
Ответить

Монголы называли татарами - покорённые народы , рабов или подчинённых союзников , разных наций . Чистокровные татары в Монголии.

Гафаров Наиль 13 Июля
Ответить

Уважаемый автор! Будучи татарином, потомком юртового сотника Абубакира Ишназарова из служилых мещеряков, согласно "Ревизским сказкам Оренбургской губернии Уфимского уезда К-ской волости с.Кармаскалы мужеска ии женска пола мещеряков" родившемуся в 1756 г. , могу утверждать следующее. Часть мишар это потомки финно-угорского племени протопермян, живших в Среднем Поволжье, бассейне реки Кама и вниз по течению реки Белой до города Бирска. На сайте FamilyTreeDNA, где присутствуют мои генетические данные, в течение 10 лет обнаружились 42 "родственника", из которых сегодня (округленно) 40% русские,...
Читать дальше

Габдуннур Камалуддин 14 Июля
Ответить

Во всех источниках того времени они упоминаются как татары. Ну почему то наши современники, их упорно пытаются писать как кипчаки?! Это с каких пор Улуг Мухаммад пришел с кипчаками. Что партия так приказал, или у вас чувство не полноценность развит по отношению к татарам.

Юрий 15 Июля
Ответить

О каком едином и неделимом народе вы говорите? Астраханские ногайцы никогда не считали себя татарами, в Крыму живут три группы тюрок, искусственно объединённые под одним названием, сибирские татары тоже самостоятельный народ со своим уникальным языком.

ОгурХан 19 Июля
Ответить

народа с названием "чуваш" до 16 века не было, а первое упоминание появляется только с середины 16 века... у чуваш один из живых языков булгаро-огурской Р-язычной группы - древний язык Волжской Булгарии...

Цион 21 Июля
Ответить

на место бывшей Волжской Болгарии пришли кипчаки хана Улу-Мухаммеда и смешались с местным населением – потомками волжских болгар. Может, верхние слои составились из пришлецов? Иначе как об'яснить итоги переписи 26 года, когда масса "простонародья" и не подумала именоваться "татарами"? Это же память народа о самом себе, которую татаристы стерли

Ибн Тутки 22 Июля
Ответить

Ещё один диванный горе - историк выдал свой умный исследование. Ай маладца инде.

Тимерян Ниатшин 23 Июля
Ответить

Термины "Этнос" и "Нация" имеют разное происхождение и этимологию. Этнос - слово греческое и обязательно, в виде корневой сути, предполагает наличие рода-племени. Нация - слово латинское и не требует наличия родо-племенного наполнения. Исходя из этого,если этнос становится нацией, это благоприятный исторический феномен. Для нации стать этносом очень трудно и опасно, это приводит к дроблению целого на части. В тюркском мире только татары являются (по моему) стопроцентным политическим образованием - нацией и претендуют всю эту "массу" преобразовать в татарский этнос. В России сие и опасно и неос...
Читать дальше