Татары в Москве – не диаспора

Дамир Сераджетдинов: Дом Асадуллаева станет домом для всех татар

Дамир Сераджетдинов: Дом Асадуллаева станет домом для всех татар

Теги:




67
15 Июля 2012г.
- – —
25 мая в Москве прошла отчетно-выборная конференция Региональной татарской национально-культурной автономии города Москвы РОО-ТНКА г.Москвы). В ней приняли участие делегаты от 32 татарских общественных организаций (районных и окружных национально-культурных автономий). Было избрано новое руководство Региональной общественной организации Татарская национально-культурная автономия. Председателем РОО-ТНКА г.Москвы стал Саетгали Абкадыров, председателем исполнительного комитета – Виталий Мусин, ответственным секретарем – Дамир Серажетдинов. О том, какие изменения произойдут в деятельности автономии, Дамир Серажетдинов рассказал в интервью ИА IslamNews.



Дамир Османович, как Вы оцениваете работу прежнего руководства РТНКА? Чем линия нового руководства будет принципиально отличаться от прежней, каких изменений следует ожидать в деятельности автономии?



Прежнее руководство было, что называется, «вещью в себе», не особо концентрировалось на проблемах татар, да и их самих не привлекало к решению каких-то насущных вопросов. Иными словами, автономия была замкнутой на себе структурой. Сейчас у нас намечается другая политика: мы создаем в районах Москвы местные татарские общественные национально-культурные организации. Их руководители составляют обновленный совет РОО-ТНКА г.Москвы, то есть, по сути, Региональная автономия станет ассоциацией таких вот местных автономий. Наши планы будут обсуждаться на ближайшем заседании Совета автономии. В целом, мы рассчитываем на качественное улучшение деятельности Региональной татарской национально-культурной автономии в Москве.



Что конкретно планируется сделать в рамках Вашей работы и для татарской диаспоры, и для Москвы в целом?



Прежде всего, хочу Вас поправить: в Москве, по моему глубокому убеждению, нет «татарской диаспоры». Татары не диаспора, а коренные жители Москвы, которые живут в городе с древнейших времен. Первым жителем Сретенки был татарин Степан Кучка, прозванный так за свой невысокий рост. Кучка на современном татарском языке – кечкенә, маленький.



Здание, в котором сегодня размещено РОО-ТНКА г.Москвы в Татарской слободе, было построено в начале 20-го столетия мусульманским меценатом Шамси Асадуллаевым, с прописанными для города целями: созданием в этом месте татарских школ, театра, средств массовой информации, типографии, детского сада, различных кружков. Предусматривалось проведение концертов, организация национальной кухни, выпуск изделий народного творчества. Все это было рассчитано меценатом Асадуллаевым в целях попечения о татарском народе, так как в то время подавляющим мусульманским населением были татары.



Какова судьба этого исторического здания?



Дом Асадуллаева до 1941 года служил гражданам татарской национальности не только Москвы – он был центром культурного притяжения для татар всей России. В Доме Асадуллаева творили многие великие советские деятели татарской культуры. С началом войны Дом стал госпиталем. Но, к сожалению, после войны в 1946 году Дом не возвратили татарскому народу, в здании разместили учебное заведение МИДа, а именно курсы стенографисток и машинисток. Татарский народ в столице СССР лишился единственного очага культуры. С 50-х годов прошлого столетия многие известные татарские деятели обращались к Советскому правительству о возвращении Дома, но коммунистам не был нужен татарский народ, как, возможно, и другие. Космополитский режим взращивал бездуховный, без корней так называемый советский народ. Совместными усилиями всего татарского народа, при помощи Республики Татарстан в 2003 году наконец-то здание нам, татарам, вернули.



Прежнее руководство РТНКА г.Москвы стало налаживать культурную жизнь в татарском очаге. Многое было сделано, но многое еще предстоит сделать. Здание находится в плачевном состоянии. Будучи собственностью государства, оно не ремонтировалось, наверное, уже лет 50. Все, что было предначертано Асадуллаевым для этого Дома, мы, татары, стараемся и будем воплощать в жизнь.



Какое внимание планируется уделять татарскому языку?



В Законе РФ о национально-культурной автономии, в частности, сказано, что эти автономии создаются «… в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры». Эти основополагающие положения Закона вполне в русле интересов национальных сообществ страны, поскольку дают возможность решать перечисленные в Законе первостепенные вопросы. В первую очередь о национальных языках и образовании на родном языке. Как известно, без языка нет национальности. А сохранить язык без воспитания с малых лет на родном языке и, далее, без обучения на родном языке – это утопия. К сожалению, в Москве имеется только одна школа и два-три детских сада с татарским этнокультурным компонентом образования, но это не в полной мере отвечает интересам татарского населения города. Нет ни одного детского учреждения с воспитанием на родном татарском языке, ни одной школы – ни частной, ни государственной – с обучением на родном языке.



Какие еще проблемы вы намерены решать?



Региональная автономия предназначена служить татарскому народу всей Москвы. А своей газеты, журнала у нас нет. Поэтому татары Москвы лишены возможности узнавать о проблемах, решаемых автономией, о культурно-массовых мероприятиях, проводимых автономией. Как известно, СМИ – это не только пропаганда знаний, но также организатор, объединитель. Многие татары, живущие в Москве, даже не догадываются о том, что здесь существует Региональная автономия, и живут разобщено. Их надо организовывать, объединять. Для этого автономии и нужны СМИ, в том числе электронные, ведь нет до сих пор своего постоянно работающего интернет-сайта, это никуда не годится. Кроме того, у нас нет договора с радио-, теле- компаниями, чтобы хотя бы раз в неделю вести передачи о нашем языке, культуре, о стоящих перед нами проблемах. А это возможно и предусмотрено в соответствующей статье Закона. Без своих СМИ мы как без рук – наши возможности в общении с народом сильно ограничены. Более того, можно ставить вопрос о создании своего цифрового теле-радио-канала московских татар, который мог бы распространяться по подписке, как другие подобные каналы, через системы СТРИМ, АКАДО и др.



Также мы намерены расширить культурную деятельность, которая была начата в Москве при прежнем руководстве. Многие направления этой деятельности – работа татарской библиотеки, кружков, различных детских, молодежных ансамблей, танцевальных, хоровых коллективов – должны, по нашему мнению, финансироваться из бюджетных источников. Мы будем работать в этом направлении с руководством Москвы и Татарстана, т.к. татары-москвичи – полноценные жители и граждане столицы, работают, платят налоги городу.



Кстати, в Москве татары проводят самый большой праздник для всех москвичей – это праздник Сабантуй. В этом году он собрал, по данным МВД, 140 тысяч зрителей и

участников.



Что, по-Вашему, смена руководства автономии будет означать для самих татар и для Москвы в целом?



Будет означать, думаю, следующее. Во-первых, оживится работа, не будет того болота, которое мы, татары, видели последние годы. Во-вторых, Дом Асадуллаева станет домом для всех татар, а не кучки людей, занимавшихся приобретением личных выгод от управления этим домом.



Наша региональная автономия, на мой взгляд, пока что привлекает к своей работе только мизерную часть огромного интеллектуального и активного потенциала, имеющегося в городе. Я считаю, что должен быть создан Общественный совет из числа творческой, научной, деловой активной татарской интеллигенции Москвы, которым не безразлична судьба татар Москвы. Мы – не пришлые люди, а живем на своей родной земле, издревле заселенной нашими предками. Это наше огромное подспорье, и оно должно быть задействовано.



С кем из столичных властей Вы взаимодействуете, и как происходит это взаимодействие?



Надеюсь, будет продолжена преемственность налаженных отношений с Департаментами межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями, образования, культуры Правительства Москвы, Думой города, Общественными советами, культурно-образовательными центрами. Мы готовы работать со всеми заинтересованными сторонами в целях защиты и укрепления, развития татарского народа города Москвы.



Несмотря на то, что почти все имамы столичных мечетей – татары, среди прихожан татар немного. С чем Вы это связываете?



Татарская община в Москве достаточно обширна (татар в Москве, думаю, более 600 тысяч человек, хотя официальные данные занижены), но их в мечетях, конечно же, маловато. В плане помощи возвращения татар в исламскую веру мы, татары не дорабатываем. Этому не способствует и то, что в округах Москвы не строятся мусульманские молитвенные дома. Старинная «Историческая мечеть» района Замоскворечья в Татарской слободе Центрального административного округа вмещает в свое помещение от силы одну тысячу прихожан. Новой постройки «Мемориальная мечеть» рассчитана на двести человек, расположена в парковой зоне Поклонной горы, вне жилых районов. «Соборная мечеть» на реконструкции. Действует в Северо-Восточное округе, районе Отрадное «Мечеть Ярдәм” (“мечеть Благотворения”), и также на одну тысячу человек. На всю Москву прихожанами трех мечетей при самом большом желании могут быть от силы две, три тысячи человек.



Мы всегда помним, что исторически татары – носители исламской веры. В самые трудные годы лихолетий ислам позволял нам сохраниться как народу, не исчезнуть, не раствориться. Без исламской веры ассимиляция нашего народа идет семимильными шагами. Кто-то, возможно, хотел бы, чтобы мы, татары превратились в «Ахметов, не помнящих родства», но кому-то от этого будет хорошо? Мы намерены активно работать в направлении сохранения и укрепления в татарском народе исламской веры.

Автор: Вера Ильина

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Эльмира Галимова 19 Июля 2012г.
Ответить

Новости Татарской Общины Москвы: 17 июля 2012 года в здании Региональной татарской национально-культурной автономии Москвы, всем известным, как «Дом Асадуллаева» по адресу: Малый Татарский переулок, дом 8, состоялось первое заседание Совета Автономии из руководителей 32 национально-культурных автономий 10 административных округов Москвы. Руководство Региональной татарской национально-культурной автономии предоставила собравшимся членам Совета информацию о текущем положении дел в Автономии, о порядке избрания Правления Автономии, о создании ...
Читать дальше

Эльмира Галимова 18 Июля 2012г.
Ответить

Новости в Татарской общине Москвы: http://tatargazeta.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=289:-qq&catid=13:halida&Itemid=6

Равиль 17 Июля 2012г.
Ответить

возвращаясь к самой теме : при 1 млн. татар в Москве всего 1 детсад с татарским языком , нет своих гимназий и филиалов Казанского университета и педучилищ и тд. и тп. Нет своих лидеров и авторитетов .Татарская блогосфера специально забита флудом одних и тех же провокаторов и грязноротых и реальные проблемы забалтываются .Нет сайтов исторических , духовных и патриотических с мест проживания татар по всей стране .Нет помощи и братства в татарском бизнесе и меценатстве .Нет подрядов своим и возможности землякам заработать для своих семей свой честный хлеб.Вот о чем надо говорить , а не о общих...
Читать дальше

Ринат 17 Июля 2012г.
Ответить

Под ником Ренатт проглядывается человек - Президент Исламского культурного центра России Абдул-Вахед Ниязов. Именно он в 90-е годы проталкивал эту идею по передаче "Дома Ассадуллаева" азербайджанской общине Москвы. Он даже нашел потомков Ассадуллаева во Франции и заручился их поддержкой. Но Правительство Москвы не пошло на межнациональный конфликт между татарами и азербайджанцами Москвы. Тем более,что татары - это государствообразующий народ в Российской Федерации. Да и сами названия улиц и переулков в Татарской слободе Замоскворечья говорят сами за...
Читать дальше

GID 17 Июля 2012г.
Ответить

Чо у вас за проблемы

impuls 17 Июля 2012г.
Ответить

Сегодня исторические данные подтверждают, о том что мусульмане в лице татар, являются коренными жителями столицы, а не диаспорами. Сегодня татарская слабода вместе с мечетью и культурным татарским центром, построенная мусульманами на окраинах до революции, сегодня стал центром столицы. Исламофобам разных мастей, сегодня мусульмане могут смело ответить, что г.Москва начала расширяться и расти начиная от "Татарской Слабоды", то есть от центра. Сегодня москвичей составляют пришлые на 80-90%, от общего населения города Москвы в независимости от национальности. Скорее всего на сегодняшний...
Читать дальше

impuls 17 Июля 2012г.
Ответить

....В районе Татарской слободы Асадуллаев выкупил два соседних владения под № 333 (Малый Татарский переулок, дом 6) и № 334 (там же, дом 8); первый участок предназначался для строительства большого магазина (в связи с кончиной Асадуллаева проект не был реализован), а на земле второго владения решил выстроить большое здание для школы. Именно на этом участке в 1913 г. на средства Асадуллаева был построен четырёхэтажный дом, который стал культурным центром московских мусульман. До революции 1917 года подавляющее большинство мусульман в Москве составляли коренные москвичи, среди кот...
Читать дальше

SamirAga 16 Июля 2012г.
Ответить

Ваши коменты противно читать.

Rinat Piterski 16 Июля 2012г.
Ответить

"Иман башкирам через харамные дискотеки? Жители Башкирии слушают лекции специалистов об основах религии, отвечают на вопросы слушателей. Лекторов сопровождают популярные артисты башкирской эстрады (Ильгиз Абдрахманов, Роберт Юлдашев и группа «Курайсы», Тимур Валитов, Ляйсан Муталлапова) и поэтесса Зульфия Ханнанова, они проводят для местного населения музыкальные концерты. Об этом рассказали агентству «Башинформ» в Молодежном отделе ДУМ РБ."

ренатт 15 Июля 2012г.
Ответить

Вообще то Шамси Асадуллаев был азербайджанцем. До революции азербайджанцы назывались азербайджанскими (кавказскими или закавказскими) татарами. Дом Асадуллаева должен быть отдан азербайджанцам.

Эльмира Галимова 19 Июля 2012г.
Ответить

Новости Татарской Общины Москвы: 17 июля 2012 года в здании Региональной татарской национально-культурной автономии Москвы, всем известным, как «Дом Асадуллаева» по адресу: Малый Татарский переулок, дом 8, состоялось первое заседание Совета Автономии из руководителей 32 национально-культурных автономий 10 административных округов Москвы. Руководство Региональной татарской национально-культурной автономии предоставила собравшимся членам Совета информацию о текущем положении дел в Автономии, о порядке избрания Правления Автономии, о создании ...
Читать дальше

Эльмира Галимова 18 Июля 2012г.
Ответить

Новости в Татарской общине Москвы: http://tatargazeta.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=289:-qq&catid=13:halida&Itemid=6

Ринат 17 Июля 2012г.
Ответить

Под ником Ренатт проглядывается человек - Президент Исламского культурного центра России Абдул-Вахед Ниязов. Именно он в 90-е годы проталкивал эту идею по передаче "Дома Ассадуллаева" азербайджанской общине Москвы. Он даже нашел потомков Ассадуллаева во Франции и заручился их поддержкой. Но Правительство Москвы не пошло на межнациональный конфликт между татарами и азербайджанцами Москвы. Тем более,что татары - это государствообразующий народ в Российской Федерации. Да и сами названия улиц и переулков в Татарской слободе Замоскворечья говорят сами за...
Читать дальше

impuls 17 Июля 2012г.
Ответить

Сегодня исторические данные подтверждают, о том что мусульмане в лице татар, являются коренными жителями столицы, а не диаспорами. Сегодня татарская слабода вместе с мечетью и культурным татарским центром, построенная мусульманами на окраинах до революции, сегодня стал центром столицы. Исламофобам разных мастей, сегодня мусульмане могут смело ответить, что г.Москва начала расширяться и расти начиная от "Татарской Слабоды", то есть от центра. Сегодня москвичей составляют пришлые на 80-90%, от общего населения города Москвы в независимости от национальности. Скорее всего на сегодняшний...
Читать дальше

impuls 17 Июля 2012г.
Ответить

....В районе Татарской слободы Асадуллаев выкупил два соседних владения под № 333 (Малый Татарский переулок, дом 6) и № 334 (там же, дом 8); первый участок предназначался для строительства большого магазина (в связи с кончиной Асадуллаева проект не был реализован), а на земле второго владения решил выстроить большое здание для школы. Именно на этом участке в 1913 г. на средства Асадуллаева был построен четырёхэтажный дом, который стал культурным центром московских мусульман. До революции 1917 года подавляющее большинство мусульман в Москве составляли коренные москвичи, среди кот...
Читать дальше

SamirAga 16 Июля 2012г.
Ответить

Ваши коменты противно читать.

Rinat Piterski 16 Июля 2012г.
Ответить

"Иман башкирам через харамные дискотеки? Жители Башкирии слушают лекции специалистов об основах религии, отвечают на вопросы слушателей. Лекторов сопровождают популярные артисты башкирской эстрады (Ильгиз Абдрахманов, Роберт Юлдашев и группа «Курайсы», Тимур Валитов, Ляйсан Муталлапова) и поэтесса Зульфия Ханнанова, они проводят для местного населения музыкальные концерты. Об этом рассказали агентству «Башинформ» в Молодежном отделе ДУМ РБ."

ренатт 15 Июля 2012г.
Ответить

Вообще то Шамси Асадуллаев был азербайджанцем. До революции азербайджанцы назывались азербайджанскими (кавказскими или закавказскими) татарами. Дом Асадуллаева должен быть отдан азербайджанцам.