Татары в Москве: понаехали и остались

Татары Москвы у мечети 1971 год

Татары Москвы у мечети 1971 год

Теги:


2
05 Ноября 2016г.
- – —
Обсуждение проблемы трудовых мигрантов – одна из любимых тем политических ток-шоу, журналистов, специализирующихся на криминальной тематике, националистов и разных «державников»-«государственников».

Спору нет в современном мегаполисе, где и так яблоку негде упасть приезжие из разных регионов вызывают подчас острое раздражение.

Правда, однако же, кроется в том, что крупные города всегда были, есть и будут притягательным местом для тех, кто хочет жить завтра лучше, чем сегодня.

Однако, сегодняшним жителям мегаполисов не стоит забывать, что когда-то их предки, и в общем-то не очень далекие, тоже «понаехали» из своей провинции в столицу, стремясь к лучшей жизни.

Татары, здесь не являются исключением, хотя следует принять во внимание, что они  издавна, еще со времен Золотой Орды,  жили в Москве, однако их численность относительно остального населения столицы была невелика.

Например, по данным Московского губернского статистического комитета на 1912  год в Москве проживало около 9, 7 тысяч мусульман, подавляющее большинство из которых были татары. Для сравнения, общая численность жителей Первопрестольной составляла 1 617 000 человек.

Резкий рост численности татар в Московском регионе произошел в 20-30-ые годы прошлого века, когда в период  НЭПа и первых пятилеток  сюда в массовом порядке стали переезжать бывшие жители татарских деревень  Нижегородской и Пензенской  области.

Создание колхозов привело к появлению «лишних» людей, которые по разным причинам решили переселиться в города.

Численность татар все время увеличивалась: так,  если в 1926 году их в Москве по официальным данным было 18,6 тысяч,  то  к 1989 году их уже насчитывалось  157,4 тысяч. Еще 51 тысяча татар проживала в Московской области.

На 2010 год по официальным данным в столице проживало 149 тысяч татар или 1,4% населения города.

По неофициальным данным татар и башкир в столице больше миллиона.

Поначалу татары селились в местах компактного проживания своих соотечественников, сложившихся еще до революции: в Замоскворечье, на  улицах Сретенка и Петровка. Здесь в бывших квартирах купцов и многокомнатных «доходных домов»  огромные апартаменты былых времен делились дощатыми перегородками на множество комнатенок, в которых селились теперь семьи новоявленных пролетариев.

В «дело пошли» даже полуподвальные помещения,  но и  они не могли вместить в себя всех желающих, и татары освоили подмосковные селения.

Так,  в поселке Салтыковка в Балашихинском районе  с 20-30-з годов  существовал так называемый Татарский поселок.

Много татар, потомков строителей Автозавода имени Ленинского комсомола и московского метро  живет до сих пор в поселке Востряково в Домодедовском районе.

Татары осели в 20-30 годы в Звенигороде, где они работали на строительстве железной дороги, предприятиях коммунального обслуживания и торговли.

Татары Наро-Фоминска работали на  местной прядильно –ткацкой фабрике; татары, поселившиеся в Орехово-Зуеве –на местном фарфоровом заводе.

К 20-30-ым годам прошлого века относится возникновение района компактного проживания татар в поселке Клязьма и подмосковном городе Пушкино.

Татары также облюбовали для жизни подмосковные города Сергиев Посад, Солнечногорск, Щелково, Яхрома.

Большинство из проживавших в Подмосковье татар ездили на работу в Москву, а с жильем было проще в области.

Стоит отметить, что подавляющее большинство из переехавших в Москву татар было занято не престижным низкооплачиваемым тяжелым физическим трудом.

В годы проведения Советской властью политики воинствующего атеизма не могло быть и речи о строительстве каких-либо культовых зданий в местах компактного  проживания татар-мусульман.

Наоборот, в 1936 году была закрыта одна из двух действовавших в то время мечетей –мечеть на Большой Татарской улице.

Зато в полном соответствии с национальной политикой государства у татар была своя национальная школа в Замоскворечье, в доме Асадуллаева.

Татарская  начальная   школа  так же была устроена  в здании бывшего медресе Московской Соборной мечети в Выползовом переулке. Еще одна такая школа действовала  при фабрике «Красный богатырь», где также работало много татар.  Кроме этого татарская школа-семилетка располагалась на Арбате.

Впоследствии все они были закрыты в связи с изменением политики партии в национальном вопросе.

Но было у татар  одно принципиальное отличие от современных гастарбайтеров – они были полноправными гражданами страны и пользовались всеми положенными им правами.

Выходец из татарского аула мог получить образование и сделать карьеру. Именно так и поступали их дети, свидетельством чему достаточно высокое положение в тогдашнем советском обществе, которого удалось добиться некоторым из них.

И в современной России некоторые татарские имена известны всей стране.

Так или иначе, «понаехав», татары пустили в столице прочные корни и со временем их потомки превратились в коренных москвичей.

Нынешним гастрайбайтерам из Средней Азии это, судя по всему, «не грозит», да они в большинстве своем к этому и не стремятся.

Автор: Ильдар Мухамеджанов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Igor Portyanko 07 Ноября 2016г.
Ответить

Россия и татары не могут быть разделимы по сути, особенно учитывая исторические корни сосуществования славянских и татарских народностей. Москвичи всегда относятся с высокомерием к любым приезжим, рассматривая национальность лишь как повод к общему негативному отношению, а между тем нельзя не отметить то значение и объем который привнесен в общероссийскую культуру татарскими мотивами, один храм Василия Блаженного чего стоит.