Тегеран–2007

Страны региона на карте
Недавно в Тегеране состоялась встреча лидеров Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и Туркмении. Несмотря на то, что это саммит можно назвать успешным для России, в контексте глобальных конфликтов, Россия стоит перед лицом серьезных вызовов, которые требуют последовательных и решительных действий.

То, что комиссия по международным делам американского Конгресса одобрила резолюцию о признании геноцида армян в Османской империи 1915 года как бы заранее, за несколько дней до саммита в Тегеране, говорит только о том, что в современном мире все события достаточно предсказуемы. Тем более что Азербайджан, тесно связанный с Турцией, активно стремящийся в НАТО и более чем заинтересованный в разрешении карабахского конфликта и независимом от РФ транзите каспийских углеводородов, вполне мог сыграть в «пятерке» функции «засланного казачка».



Дальнейшая цепная реакция событий в Прикаспийском регионе также заслуживает внимания. Взятые американцами и израильтянами под совместное крыло курды мгновенно выдвинули план распространения прав автономии для курдского населения Турции, Ирана и Сирии с перспективой их последующего объединения в некую этническую конфедерацию. И от слов перешли к делу, резко активизировав свои военные операции против турецкой армии.



Ответ Анкары не заставил себя ждать. Предупредив официальный Вашингтон, что признание Конгрессом факта геноцида армян «повлечет за собой самые тяжелые последствия», премьер Эрдоган нанес блиц-визит в Израиль и получил там заверения, что еврейское государство не будет возражать против вторжения турецких войск в курдскую зону Ирака и поддерживать Рабочую партию Курдистана. В настоящее время почти 150-тысячный «корпус вторжения» сосредоточен на турецко-иракской границе, и в любой момент это ружье может выстрелить.



Понятно, что исключительно курдской зоной операции турецкие военные ограничиться не смогут, неминуемо в зону конфликта будут вовлечены и сунниты, и шииты Ирака. А это значит, что и Иран, скорее всего, не сможет остаться в стороне, выступив в поддержку религиозно близких ему шиитов.



Несмотря на прямо противоположные позиции по ряду вопросов – например, по армянскому – Анкара и Тегеран до сих пор поддерживали вполне нейтральные отношения друг с другом. Но в случае войны все очень быстро может измениться.



Прямое столкновение Турции с Ираном, большая межмусульманская война на Среднем Востоке – объективно соответствует интересам и Израиля, и США…

…сегодня на Среднем Востоке конфликтный потенциал объективно достиг критической черты. Практически все готово к большой войне. И то, насколько это серьезно, возможно, лучше всего демонстрирует внезапно прерванный Махмудом Ахмадинежадом – без объяснения причин – официальный визит в Армению.



Едва только турецкая армия пришла в движение на границах с Ираком, президент Ирана немедленно вылетел из Еревана на родину. Мемориал, посвященный геноциду 1915 года, остался непосещенным, цветы жертвам – невозложенными…



Весьма характерный эпизод – протест еврейской общины Армении против присуждения Махмуду Ахмадинежаду звания почетного профессора и золотой медали Ереванского государственного университета. Помимо «стандартных» обвинений в антисемитизме дело дошло до требований отставки ректора ЕГУ. Учитывая начало президентской выборной кампании в Армении и участие в ней (на стороне оппозиции) первого президента республики Левона Тер-Петросяна, эти внутриполитические распри могут в самое ближайшее время достаточно дорого обойтись Еревану – разумеется, если Баку получит достаточную военно-политическую поддержку из Турции.



Подчеркнем: пока все это – лишь вероятные сценарии развития событий вокруг Прикаспийского региона. Однако, если они, не дай Бог, реализуются, Россия сама не заметит, как окажется в центре событий. Хотя бы потому, что прецедент Нагорного Карабаха мгновенно скажется на позиции Грузии относительно Абхазии и Южной Осетии. Конечно, Москва может бросить своих сограждан в этих непризнанных республиках – а их там подавляющее большинство – на произвол судьбы. Ведь бросала же она на произвол судьбы в 90-е годы своих соотечественников в бывших союзных республиках или Чечне…



Но теперь, на фоне всей патриотической риторики власть предержащих, это будет воспринято уже не просто как предательство, а как провокация. Такого вообще не прощают. Никому и никогда.



Поэтому вряд ли оправданным выглядит нынешнее «послетегеранское» молчание Кремля по вопросу того же турецко-курдского противостояния. Сказав «А», приходится говорить и «Б», и все прочие буквы алфавита – по мере надобности. Нельзя исключить вероятности того, что пока такой надобности на самом деле нет – в конце концов, есть специальные государственные службы, призванные обеспечивать руководителей страны не только самой достоверной информацией, но и прогнозировать развитие событий в ближайшей, среднесрочной и стратегической перспективе. Однако события в Прикаспийском регионе сегодня развиваются настолько стремительно и в настолько неблагоприятном для России ключе, что почивать на лаврах недавних успехов (а встреча в Тегеране была несомненным дипломатическим успехом Кремля) становится просто смертельно опасным.



Пока Соединенные Штаты, играя роль миротворцев и «демократизаторов», будущих арбитров, определяющих правых и виноватых, победителей и побежденных, медленно уходят из Ирака, освобождая там сцену для других действующих лиц и исполнителей, Россия, на наш взгляд, просто обязана заявить о своих интересах в «каспийской зоне» и недопустимости «экспорта» сюда любых военных конфликтов.



Причем, учитывая, что из государств «каспийской пятерки» два (Россия и Казахстан) являются полноправными членами Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), а еще два (Иран и Туркменистан) имеют там статус наблюдателей, вполне вероятным выглядит задействование механизмов ШОС для поддержания стабильности в прикаспийском регионе.



Хотя нынешнее обострение началось после завершения очередной Генеральной ассамблеи ООН, Россия как постоянный член Совета Безопасности вполне может использовать трибуну этой все еще авторитетной организации для обсуждения вопроса о возможной турецкой агрессии в Ираке и мерах международного противодействия ей.



В конце концов, существует и весьма значительный потенциал двухсторонних российско-турецких отношений (например, в сфере энергетики, туризма и так далее), который тоже может быть брошен на чашу весов мира и войны в регионе Среднего Востока.

…пока нет смысла задействовать все эти рычаги дипломатического давления на участников разгорающегося конфликта. Но хотя бы обозначить действие в этом направлении уже необходимо.



Газета «Завтра» (№ 44, 2007)

Автор: ВП

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика