Терроризм глазами западного обывателя: "свои не пахнут"

Апартаменты Брейвика
Современный мир напоминает королевство кривых зеркал: в нем есть субъективные реальности и истины, противоречащие здравому смыслу и законам физики. Есть добро, которое в тысячи раз хуже любого зла. Есть фашизм, выдаваемый за гуманизм, и гуманизм, осуждаемый за кровожадность. А еще в нем есть свои, хорошие террористы, и чужие, неправильные. Своих положено содержать в лучшем виде и трепетно заботиться об их нуждах, благополучии и комфорте, с чужими принято расправляться всем миром – при том, что, по сути, они мало чем друг от друга отличаются.

Оплот демократии – США – на протяжении многих лет содержит сотни людей без суда и следствия в скотских условиях в Гуантанамо.

Пока небезызвестная Варя Караулова, подавшаяся в поисках большой любви в запрещенный в России ИГИЛ и жестоко за свой романтический порыв поплатившаяся, томится в камере и не видит белого света, террорист Андерс Брейвик, осужденный за убийство 77 человек, жалуется в тюрьме на плохой кофе и поганую еду.

Юрист из Европейского суда по правам человека не понимает, за что Варя сидит в тюрьме, а сама она пишет оттуда: «Когда я просыпаюсь, первая моя мысль: “Ах да, я в “Лефортово”, – хотя в течение дня мне кажется, что я тут чуть ли не всю жизнь. Почему-то даже солнце не желает сюда заглядывать. Помню, в детстве мы спорили, какого цвета Солнце: желтое, красное или оранжевое. А все-таки оно белое, по крайней мере с Земли».

В это же время окружной суд Осло признает обращение с Брейвиком в норвежской тюрьме бесчеловечным и обязует государство оплатить судебные издержки Брейвика в размере $40 тыс. Таким образом, суд частично удовлетворил иск осужденного, но постановил, что власти Норвегии не нарушали права Брейвика на частную и семейную жизнь), сообщает Би-би-си.

Террорист убивший 77 человек подал в суд на норвежские власти в марте 2016 года, обвинив их в бесчеловечном, унижающем человеческое достоинство обращении, которое нарушает Европейскую конвенцию о правах человека. Он протестовал против изоляции себя от других заключенных. Как отмечает Reuters, также осужденный жаловался на холодный кофе и еду из микроволновой печи, что, по его словам, «хуже, чем утопиться».

«Запрещение бесчеловечного и унижающего человеческое достоинство обращения имеет фундаментальное значение в демократическом обществе. Это применимо независимо от того, идет ли речь о лечении террористов и убийц», – говорится в постановлении судьи Хелен Анденос Секулич.

Караулова поплатилась за одно лишь намерение связаться с экстремистом и скоро забудет, как выглядит солнце. Брейвик был осужден в 2011 году за нападение на лагерь левоцентристских молодых политических активистов, жертвами которого стали 69 человек, в тот же день подорвал заминированный автомобиль в Осло, в результате погибли восемь человек, и жалуется на кофе. Будучи серийным маньяком, Брейвик был осужден к 21 году тюрьмы – максимальному сроку, предусмотренному норвежским законодательством.

Но если уж стандарты западной демократии должны быть едины для всех (ведь именно эту истину Запад «огнем и мечом» уже которое десятилетие активно навязывает миру), почему бы тогда не применить их к тем же игиловцам и прочим гражданам, записываемым в исламские экстремисты? Чем они хуже Андерса Брейвика?

Но справедливости – в западном понимании, гласящем (как в вышеприведенном приговоре суда), что «запрещение бесчеловечного и унижающего человеческое достоинство обращения имеет фундаментальное значение в демократическом обществе и применимо независимо от того, идет ли речь о лечении террористов и убийц», чужие террористы явно не дождутся.

Вот, например, в декабре прошлого года парламент Австралии принял закон, по которому правительство получило право лишать гражданства подозреваемых в терроризме, не дожидаясь приговора суда или предъявления официальных обвинений. Действие закона распространяется на лиц с двойным гражданством. Аналогичная идея обсуждалась по Франции – правда, президент Франсуа Олланд от планов лишать французского гражданства и депортировать тех, кто признан виновным в террористических преступлениях, все же отказался.

Салах Абдеслам – главный подозреваемый в совершении терактов в Париже, которому предъявлено обвинение в причастности к терактам в Брюсселе, в данный момент содержится в подземной тюрьме строгого режима в Брюсселе. Если он потребует себе те же условия содержания, что и Брейвик, обыватели сочтут его сумасшедшим. Хотя, по идее, такие требования – в соответствии с фундаментальными ценностями западной демократии – должны быть немедленно выполнены.

Такие вот двойные стандарты: одним плюшки в камеру, интернет и годный кофе, вторых – вон из страны за одно лишь подозрение (!), без суда и следствия, или под землю. Впрочем, могли бы просто расстреливать на центральных улицах города, но демократия же.

Автор: Галина Полякова

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика