У историков разгорается дискуссия о будущем татарской нации

Среди татарских историков разгорается дискуссия о концепции развития татарской нации.

С одной стороны, представляются совершенно здравыми мысли профессора Амстердамского университета Альфрида Бустанова о том, что процессы развития татарской нации до Октябрьской революции протекали на основе частной инициативы выходцев из народа, которые на собственные средства строили медресе, занимались просвещением своих соплеменников и единоверцев.

Разделения на нации в том виде, к которому мы привыкли, строго говоря, не существовало, а во главу угла ставилась, прежде всего, религиозная самоидентификация. Самосознание же тюрков Поволжья в их подавляющем большинстве базировалось на исламской религии. И хотя тогда они не имели своей государственности, не были включены в систему государственного образования, не имели ни учреждений культуры, ни финансирования со стороны государства им с успехом удалось отстаивать свою этно-конфессиональную идентичность.

Дореволюционную татарскую культуру Бустанов характеризует как «городскую», видимо, имея ввиду, что изначально ее развивали в городах и уже оттуда после падения Казанского ханства она откатилась в татарскую деревню.

После революции начался период государственного нациестроительства, когда, собственно говоря, и возникло деление по национальностям, а также и была создана национальная культура в привычном для нас виде с национальными театрами, школой, вузами, средствами массовой информации. Создавалось все это в полном соответствии с формулой Иосифа Сталина: «Национальная культура – народная по форме и социалистическая по содержанию». ("Политический отчет Центрального комитета XVI съезду ВКП(б)" т.12 стр.369.)

Именно это и имел ввиду А. Бустанов, называя современную новодельную татарскую культуру «деревенской». То есть когда за основу брались не высшие достижения национальной культуры вообще, а именно ее упрощенные, можно сказать приземленные, примитивизрованные для восприятия широкими массами формы.

Отсюда, кстати, отчасти объясняются и две реформы татарского алфавита в 20-30 годы прошлого века: новую культуру нужно было делать с чистого листа. Его и очистили, изменив алфавит и разом отрезав широкие народные массы от дореволюционного культурного наследия.

С другой стороны, нельзя не признать правильными и аргументы известного историка Дамира Исхакова, указавшего, что в советский период татары впервые после падения Казанского ханства получили свою квазигосударственность в виде автономной республики, а также помощь в развитии гуманитарной науки. И, в общем, татары как этнос окончательно оформились в период советской власти.

В связи с этим он упрекает Бустанова в нелогичности, в том что «не сходятся концы» в его концепции развития татарского этноса, когда он предлагает отказаться от «советского проекта» в развитии татарской нации.

Однако, завышая политическую оценку советского проекта, на мой взгляд, Исхаков, как человек, сформировавшийся в советский период, полностью упускает тот момент, что отрыв от корней и, прежде всего, от религиозной составляющей лишил широкие народные массы четких маркеров самоидентификации, что повлекло за собой ускоренную ассимиляцию, ведь коммунисты совершенно не думали отказываться от концепции создания новой исторической общности – «советского народа».

Более того – и об этом частично упоминает сам Исхаков – в новодельной татарской культуре не нашлось места для отражения многовековой истории тюрок Поволжья, а многие имена и даже целые эпохи, как, например, эпоха Золотой Орды, были полностью вычеркнуты из памяти народа.

Это в свою очередь породило миллионы индифферентно относящихся к своему прошлому татар, которые как следствие также равнодушно относились к своей национальной принадлежности. К сожалению, таких людей еще немало среди тех, кому за 50 и больше, но будущее однозначно не за ними. Эта группа по естественным причинам уходит в небытие.

Самым логичным выходом в данной ситуации было бы, как видится, не отказываясь от политической составляющей, принять народную культуру советских времен как часть исторического культурного наследия татар. Для этого понадобится четко определить ее место в общем культурном коде татар. Ведь не секрет, что даже секулярная, светская татарская культура советских времен была подспудно насыщена квазирелигиозными элементами. Например, тот же Муса Джалиль, будучи коммунистом и атеистом, находясь в нацистской тюрьме с целью не быть раскрытым нацистами использовал для написания своих стихов арабскую графику, которую он изучил в оренбургском медресе.

Татары должны все-таки вернуться к своим тысячелетним корням, понимая, что самосознание народа опирается на духовное основание, которым в данном случае является ислам. В мире достаточно примеров, когда нация сохраняется не благодаря языку, а благодаря религии. Язык, как это сделали, например, евреи, можно восстановить. Однако нацию, лишенную внутреннего стержня (культура и язык не могут им являться, так как сами трансформируются с течением времени), ожидает неминуемое исчезновение.

Автор: Ильдар Мухаметжанов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Az,Az,jan 13 Ноября 2019г.
Ответить

Там человек который стоит права на Хабиба Нурмагомедова похож

Надежда 03 Октября 2019г.
Ответить

Я только не понимаю почему говорят о нации,когда нужно говорить о народе.

Виктор Шугаев 28 Сентября 2019г.
Ответить

Адиль пугает имперской ассимиляцией "всех народов". Со времён Ивана Грозного Россию населяют десятки и даже сотни разных народов. И никто не исчез. Века прошли! А ведь была и советская попытка ассимиляции русских - украинизация, казахизация... и прочие "кореннизации"!

Ахмед Булатов 24 Сентября 2019г.
Ответить

Все усилия надо приложить сохранению родного языка, а так народы все родственны.И асимиляцию тоже никто не в силах остановить, и даже название « Булгары,»— обозначает « союзный народ», а не одну народность отдельно.И давно пора, от фальшивого ,« нацизма», перейти полноценному уважительным отношению ко всем народам.Как бы кто себя не называл, а народы тысячелетиями живут в России,в соседстве и вместе, перенося все беды и радости, и давно пора считать всех членами одной огромной « ОБШИНЫ». Все мы люди, и должны учесть трагичные ошибки прошлого и не повторят их снова и снова.

Юсуп Дюсупов 22 Сентября 2019г.
Ответить

Будущее у татар в целом, и у каждого татарина в отдельности , прекрасное , как и казаха , башкира, узбека и ТД. В единой братской семье мусульман, Ислама Суфизма Накшбандийского тариката. В золотом веке. Ин шаа Аллах Альхамдуллилях Пирем бар Аллаху Акбар аминь

Муслим 15 Сентября 2019г.
Ответить

А я что-то не понял Адиль? Вы что ожидаете, что кто-то демократию даст в руки, типа на уважаемый и будь счастлив? Сидеть и ждать - это трусость. Работать нужно, для сбора народа воедино. Я вижу сегодня неспособность мужской части советского поколения к свободной мысли, я вижу бардак в головах и сердцах. Я вижу что многие, так называемые мужчины, не могут даже в своей семье порядок навести (дочери приходят к отцам и ставят перед фактом своего замужества, за другие нации русские, армяне, грузины итд) И как вы думаете братья и сестра, кто вырастает в таких семьях? А что на это предлагает нам вла...
Читать дальше

Адиль 15 Сентября 2019г.
Ответить

Говорить о перспективах татарского народа в сегодняшней русской империи,бесполезная вещь.Вся мощь империи в организации внутренней жизни населения империи, направлена на ассимиляцию всех народов.Основной путь для этого ликвидация языков вместе с национальной школой,инфильтрация территории проживания народов русскими.Религия действительно ,сдерживающий фактор ассимиляционных процессов у татар,но за 70 лет сов.власти,народ отлучили от веры.Сейчас русская власть самым жёстким способом пресекает все поползновения татар к этническому развитию.Пока не изменится положение в государстве ,не придет дем...
Читать дальше

Арий ШУМЕР 12 Сентября 2019г.
Ответить

Оба товарища ошибаются в своей основе из-за непонимания религии, отделяя ее от той же деревни в нечто городское, культово - храмово-соборное, куда они ходят вместо ПОЛЯ (АЙ,УЙ,ОЙ). На Древнерусском (Мировом) РЕЛИГИЯ означает ЗЕМЛЕДЕЛИЕ, БОЛЕЕ НИЧЕГО. ИСЛАМ также древний глагол и означает ТРУДИТЬСЯ в поле, а не заниматься неправоверной конно-кочевой языческой жизнью СЛАВАН: *РИМ, РОМ*(не пашут, не сеют), *КАИН, КАЙСАН*(ушедшие от РУС), КАТОЛ(отколовшиеся от РУС), НАЦИСТы от НАЦИЯ (уничтожающие поля и воды мочой и навозом животных - НАСАННЫЕ ПОЛЯ). ТАТАРин происходит от древнего глагола ТАТАР, ...
Читать дальше

Раил 11 Сентября 2019г.
Ответить

Башкир не трогай ,мы отдельный мы не татары.

Лихаим 10 Сентября 2019г.
Ответить

Всё ясно. Турки с арабами активизировались...

Штамбах 09 Сентября 2019г.
Ответить
-4

Мне арабские дети в Германии уже автомобиль закидали камнями. Похоже, это только начало всех злоключений немцев. У татар арабские корни? Отлично! Теперь знаю, что от них ждать!

Сергей 09 Сентября 2019г.
Ответить

О каких татарах вы тут речь держите? Была Волжская булгария, и населяли её булгары.которые были с русскими почти одно и то же, посмотрите военную культуру, наряды и т.д. Не примешивайте, уважаемы неучи, татар которые жили в Алтае и который монголы вырезали под ноль, а в дань уважения оставили упоминание о них. Правильнее татар называть булгарами, и казань достаточно молодой город, а не как его официально приписывают. Ибо суммируют с возрастом города Булгар который был разрушен монголами под ноль и вообще в стороне находится.

Муслим 09 Сентября 2019г.
Ответить

Знай своё место русский. Арабы нам братья по вере, а вы никто для нас (ни мусульмане и не тюрки) , по сути своей оккупанты. Сами не можете жить нормально, по человечески и другим не даёте жить, постоянно делая пакости и плетя свою паутину вранья и бесчестья.

Булгарин 08 Сентября 2019г.
Ответить

Русские и татары становятся одним народом.Есть сало,пить водку обычное для русских татар.Да встречаются ханжи,но они всего лишь "фанатики"!Русские гораздо ближе булгарам чем далёкие семиты-арабы со своей пустынной культурой и обычаями!

Муслим 08 Сентября 2019г.
Ответить

Честно говоря тошнит от таких вот статей. О каком будущем вообще вы говорите? Идет планомерный геноцид татарского народа, даже здесь в комментариях они не оставляют ни на минуту свои усилия. Учитывая сколько пособников этого геноцида среди самих татар, то осталось видимо еще лет 30-40. Посмотрите на этих лидеров республики, они же предатели своего народа, культуры и веры, ради бабла готовы на все, шакалы трусливые. Если этот народ не веренется к истинной религии Исламу, не наведет порядок у себя в голове, нет у него никакого будущего.

garri190263 08 Сентября 2019г.
Ответить

Татары давно перемешались с русскими, разница лишь в том, что у них ислам и адат исламский и все, в том и ментальное различие и еще в том, что они как минимум пользуются двумя языками и не пьют-то есть у них есть перспектива выжить и гибче ум, будь они христианами, они бы были еше более развитыи, ведь христианство много демократичнее ислама, но увы христианство это высшее, именно потому и разлагается, ведь свободу нельзя рабам давать, а им дали христианство и поглядите во что они превратили мир совместно с сионистами, в исламеслабое место в обрезании, чувствителность обрезанных снижается и осо...
Читать дальше

Рафик 07 Сентября 2019г.
Ответить

Это в наших руках.Но еще выше должны думать и делать.А так будет беткян...

Ильгиз 07 Сентября 2019г.
Ответить

татары как этнос окончательно оформились в период советской власти. ------------------------------ Это не так. Советская власть и лично Сталин приложили много усилий чтобы ликвидировать этнос татар. Татар разделили на казанских, сибирских, астраханских, касимовских, башкир, ногаев и других. Привили каждой группе ложные истории происхождения (типа булгаризма для казанских), придумывали искусственные противоречия между ними. Дело доходило до того, что к концу правления Сталина шли разговоры о скорой депортации казанских татар в Сибирь и Монголию, с этой целью поддерживался миф о предательстве ...
Читать дальше

жжжжж 04 Сентября 2019г.
Ответить
-4

Они вернутся к болгаризма.

Яндекс.Метрика