Улемы и суфии Индостана на страже ислама

Дар-аль-улюм Деобанд и его улемы

Дар-аль-улюм Деобанд и его улемы

Теги:




0
20 Мая (08 Шавваль)

Ислам стал проникать в Индию еще в VII веке с арабскими торговцами. В IX-XI веках население долины реки Инд стало мусульманским.

С первой половины XVI века на Индостане стала править династия Бабуридов или Великих Моголов. Основатель династии Захиреддин Мухаммад Бабур был потомком Тимура и выходцем из Андижана. При Моголах ислам распространился по всему Индийскому субконтиненту.

Блеск и величие державе Великих Моголов придал внук Бабура – Акбар. Но это далось лишь путем духовного компромисса между мусульманами и индуистами, которых Акбар уравнял в правах с правоверными. При нем в качестве государственной была принята духовная доктрина Дин-и-иляхи, в которой были причудливо смешаны верования мусульман, индуистов, парсов, джайнов и христиан. Своим главой новая доктрина провозглашала Акбара. Таким образом он рассчитывал добиться межрелигиозного согласия у своих подданных.

Акбар при этом шел на прямое нарушение шариата. Например, он добился от некоторых недобросовестных улемов фетвы о том, что хадж в Мекку более не обязателен, и о том, что падишаха Великих Моголов надо приветствовать земным поклоном, объявил разрешенными вино и свинину, запретил назвать детей именами Мухаммад, Ахмад, Мустафа, отменил обязательность пятикратной молитвы.

Это вызвало возмущение и у простых верующих мусульман и у принципиальных богословов-улемов. Знаменем сопротивления ереси Акбара стал Мухаммад Сирхинди, шейх тариката Накшбандийя. Для начала шейх отправил Акбару письмо, в котором говорилось о том, что навязываемое им мусульманам вероучение по сути антиисламское и потребовал отказаться от него.

Тем не менее Акбар продолжал настаивать на своем. Тогда Ахмад Сирхинди начал повсеместную проповедь ортодоксального ислама. Она стала настолько популярна, что распространилась далеко за пределами державы Великих Моголов, в Афганистане и в Средней Азии, где у него появилось множество последователей.

Когда Акбар умер его сын Джахангир после некоторых колебаний под влиянием своих советников продолжил религиозную политику отца. Более того по его приказу Сирхинди арестовали и заключили под стражу. Однако проповеди шейха получили поддержку среди мусульманской знати. Один из индийских военачальников – знаменитый Махабат-хан, который не раз подавлял мятежи своевольных махараджей, проникся идеями Ахмада Сирхинди и встал на его сторону. Он арестовал Джахангира и заставил его вступить в переговоры с богословом.

Шейх потребовал восстановления законов шариата в полном объеме и отмены всех нововведений (бид'а), введенных при Акбаре, и Джихангиру пришлось уступить, признав единственно правильным исламское вероучение.

Улемам и суфиям Индии в последующем не раз приходилось спасать исламскую веру от посягательств. Очень сложным по отношению к религии было время после подавления восстания в Индии 1857-59 годов. Оно проходило под лозунгом джихада против англичан, и британские колонизаторы предпринимали все усилия, чтобы максимально снизить авторитет ислама в Индии.

Соблазняя индийцев западным образованием, как ключом к успеху в этой самой значимой британской колонии, они наряду с изучением светских предметов вводили в своих школах обязательное изучение Библии. В Индии активно действовали христианские миссионеры. Насаждение христианства велось даже в больницах, куда обращались индийцы за помощью.

С целью противостоять идеологическому натиску англичан шейх Мухаммад Касим Нанутави организовал дар-уль-улюм Деобанд, которому суждено было стать самым авторитетным учебным заведением для мусульман в рамках ханафитского мазхаба. Улемы Деобанда, невзирая на угрозы и репрессии, всякий раз выступали против колониальных властей, когда те пытались ограничить действие законов Корана. Некоторые улемы Деобанда были казнены колонизаторами, а многие из них провели долгие годы в тюрьмах.

Уже в независимой Индии в 1972 году мусульманские богословы Деобанда резко выступили против попыток заменить закон о шариате 1937 года, в соответствии с которым мусульмане регулировали свои правовые отношения на основе исламского права общегражданскими законодательными нормами. Для этого ректор Деобанда Мавляна Кари Мухаммад Тайиб предложил создать Всеиндийский совет по мусульманскому праву, который был основан 7 апреля 1973 года в Хайдарабаде.

И сейчас улемы Индии активно защищают права мусульман перед лицом индуистских националистов, пришедших к власти, и не раз пытавшихся изменить законодательство с тем, чтобы ущемить права мусульман. До сих пор улемам совместными усилиями с различными общественными исламскими организациями удается обеспечивать действие Закона о применении Шариата в Личном Мусульманском Праве 1937 года. И это еще больше поднимает престиж Деобанда, который является самым авторитетным исламским учебным заведением во всей Юго-Западной Азии и на Индийском субконтиненте.

Автор: Хасан Насретдинов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий