Узбекистан поднимает ставки в СНГ

Выступая на заседании Сената Оли Меджлиса (Верховного Собрания) Узбекистана президент Шавкат Мирзиеев высказался об интеграции со странами СНГ в рамках Евро-Азиатского экономического союза (ЕАЭС). Смысл высказывания свелся к тому, что, несмотря на взаимодействие с этими странами, «никто никогда никому не отдаст независимость». Закончил Мирзиеев словами: «Мы не будем членом этого союза».

Ранее, в октябре прошлого года, спикер российского "сената" Валентина Матвиенко, находясь с визитом в Ташкенте, заявляла, что вопрос вступления Узбекистана в ЕАЭС уже решен. Сам Мирзиеев сообщил, что вопрос о членстве обсуждался на встрече лидеров стран СНГ в Петербурге в декабре прошлого года, и добавил, что когда «придет время, он расскажет всю правду». Пока же Узбекистан решил ограничиться статусом наблюдателя в этой организации.

О чем предпочел умолчать Мирзиеев? Это, действительно, остается загадкой. Однако есть мнения экспертов, которые раскрывают все плюсы и минусы от присоединения или неприсоединения Узбекистана к ЕАЭС.

Их можно свести в несколько больших групп. Во-первых, вхождение в этот союз облегчит участь узбекских трудовых мигрантов, которые, если называть вещи своими именами, сейчас пребывают в России в статусе дешевой рабочей силы, не обладая гражданскими правами. Фактически они остаются один на один с российским законодательством и его правоприменительной практикой, а также с местным населением, мыслящем в категориях «понаехали тут…».

Видимо, это имел ввиду Мирзиеев, когда в своем выступлении в Оли Меджлисе сказал: «Многие наши граждане работают в зарубежных странах. Казахстан и Россия. Мы не можем смотреть на это безразлично».

Если Узбекистан стал бы полноправным членом ЕАЭС, то узбекские мигранты были бы избавлены от поборов в виде патентов на работу (в данный момент стоимость патента составляет 60 тысяч рублей), и через полгода по приезду в Россию их выплаты по НДФЛ снижались бы с 30% до 13%. Они также смогли бы получить право на временное или постоянное проживание в стране трудоустройства, право на медицинское обслуживание и образование. Их дипломы признавались бы на территории ЕАЭС.

Во-вторых, Узбекистан избавился бы от торговых пошлин, которыми облагаются сейчас узбекские товары на границах Союза. В рамках единого экономического пространства узбеки получили бы доступ к единому рынку электроэнергии, нефти и газа и оплачивали бы перевозки по единым транспортным и транзитным тарифам.

Вместе с тем, экономисты, знакомые с ситуацией, указывают, что Узбекистан в торговле со странами ЕАЭС мог бы обойтись без льготных тарифов, торгуя на условиях ВТО (Всемирной торговой организации), если бы вступил в нее. Также отмена таможенных пошлин может негативно сказаться на конкурентоспособности узбекских товаров с товарами из других стран ЕАЭС на внутриузбекском рынке.

Кроме этого есть и еще один фактор – антироссийские санкции и антизападные контрсанкции, которые вводились Москвой в одностороннем порядке без консультаций с другими участниками Союза, в результате чего пострадали и их интересы.

Есть и еще одной обстоятельство, на которое указывают эксперты. В эпоху мировой политической «турбулентности» и общего непонимания того, чего можно ожидать в будущем, Узбекистан не спешит вступать в тесные политические союзы с кем бы то ни было. Ташкент в соответствии со своей концепцией внешней политики старается соблюдать принцип равноудаленности. Это касается и вступления в ВТО и другие политико-экономические организации, которые могли бы ограничить стране свободу внешнеполитического маневра.

Может быть, именно это имел ввиду Мирзиеев, когда говорил меджлсименам: «Будьте уверены, чтобы мы не делали, мы будем делать с учетом национальных интересов».

Ранее первый заместитель председателя Сената Олий Мажлиса Садык Сафаев заявлял: «Узбекистан не то государство, на которое можно давить, а лидер Узбекистана не та личность, которая может прогибаться под давлением», имея ввиду разговоры о якобы оказываемым внешнем давлении в вопросе вступления Узбекистана в ЕАЭС.

А, может быть, все объясняется еще проще? В ходе недавнего визита тогда еще и.о. министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова в Узбекистан власти этой страны попросили от официального представителя России льгот для ряда своих отраслей в случае вступления Узбекистана в ЕАЭС и широкой амнистии для своих трудовых мигрантов.

Возможно, пока в Москве изучают эти просьбы, Узбекистан решил взять паузу и слегка демонстративно в статусе наблюдателя посмотреть, как будет развиваться ситуация?

Автор: Хасан Насретдинов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Алексей 23 Января
Ответить

Хорошая аналитика, очень правдоподобно!