Узбекистан знакомит Европу с исламом и древнейшей культурой

Катталангарский Коран VIII века, чапаны и кимешеки, удивительные по красоте и насыщенности картины, носовые кольца и традиционные головные уборы каракалпакских женщин, настенная роспись VII века и копия книги Марко Поло XIV века о его странствиях по Азии – это лишь малая часть уникальных артефактов, которые в эти дни представлены в столице Франции. Сегодня в силу определённых обстоятельств не так много возможностей посетить заграницу. Поэтому отрадно, что такие древние артефакты имеют возможность покинуть родные стены Узбекистана и подарить жителям и гостям Парижа редкую возможность ознакомиться с одной из древнейших мировых цивилизаций, ставших кузницей не только культурного многообразия, но и колыбелью ислама, подарившей миру ведущих богословов и учёных, деятелей культуры и полководцев.

Речь идёт о двух выставках – «Великолепие оазисов Узбекистана. На пересечении караванных путей» в Лувре и «Дорога в Самарканд. Чудеса шёлка и золота» в Институте арабского мира. Прежде чем рассказать немного об исключительных экспонатах, представленных в рамках экспозиций, нужно окунуться в предысторию и понять, почему дорога к этому проекту заняла у организаторов целых четыре года.

С чего всё начиналось?

Давайте вспомним, что впервые Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев посетил Францию в октябре 2018 года. Именно тогда уже зародилась идея о проведении здесь масштабной выставки, которая бы знакомила посетителей с богатейшим культурным и историческим наследием Узбекистана, а также демонстрировала уникальное древнетюркское наследие, которое связывает целый ряд современных народов и этносов.

Этому способствовали несколько факторов, которые заслуживают отдельного упоминания. Так, в 2009 году археолог и научный исследователь Рокко Ранте возглавил археологическую миссию в Бухаре, проходившую в сотрудничестве с командой Института археологии Самарканда Академии наук Республики Узбекистан. Два годя спустя Ранте приглашает в Узбекистан бывшего в то время президентом Лувра Анри Луаретта, который, оценив имеющийся исторический материал, поддержал идею о создании выставки. Лишь в 2017 году эта идея получила конкретные очертания и начала воплощаться.

Раскопки продолжались, и каждая новая находка говорила о том, что Узбекистан может явить миру ценные с исторической и культурной точки зрения экспонаты, позволяя открыть новые страницы мировой истории.

Тогда Фонд развития культуры и искусства Узбекистана в лице исполнительного директора Гаянэ Умеровой и музей Лувр заключили партнёрское соглашение. С этого дня, можно сказать, началась активная подготовительная работа, которую возглавила заместитель председателя Совета фонда Саида Мирзиёева.

Две масштабные выставки

Первоначально планировалось, что экспозиция откроется в Лувре в 2020-2021 годах, но пандемия COVID-19 сильно скорректировала планы организаторов. И это сыграло на руку, несколько изменив задуманную концепцию выставки. Так, было решено представить не только древнюю историю Узбекистана, но и продолжить рассказ вплоть до нынешних дней. Отсюда и появилась идея провести параллельно сразу две выставки: одну в Лувре, вторую – в Институте арабского мира.

Подготовкой экспозиций занималась специальная комиссия во главе с премьер-министром Республики Узбекистан, в которую вошли директор Института искусствознания Академии наук Узбекистана и консультант проекта Шокир Пидаев, директор Центра исламской цивилизации Шоазим Миноваров, министры, учёные, археологи, а также директора и кураторы музеев, из которых планировалось на время заимствовать экспонаты.

Наступил новый этап подготовки – реставрационные работы, в рамках которых были воссозданы более 70 предметов. К проекту была привлечена команда, включающая более 40 реставраторов по бумаге, дереву, металлу, скульптуре, стеклу и настенной живописи из Франции и Узбекистана. Как отмечают организаторы, особое внимание в ходе подготовительных работ было уделено реставрации и консервации страниц Катталангарского Корана VIII века. Реставрационные работы длились около трёх лет при активной поддержке Саиды Мирзиёевой, тогда занимавшей должность заместителя директора Агентства информации и массовых коммуникаций. Интересно, что первоначально планировалось восстановить только 2 страницы, но Мирзиёева настояла, чтобы были отреставрированы все 13 страниц издания. К такой щепетильной работе были привлечены Национальная библиотека Узбекистана имени Алишера Навои, Фонд развития культуры и искусства при Кабинете Министров Республики Узбекистан, Управление мусульман Узбекистана.

«Великолепие оазисов Узбекистана» эпохи Темуридов

Выставка «Великолепие оазисов Узбекистана. На пересечении караванных путей», представленная в Лувре, охватывает период с VI-V веков до нашей эры до эпохи правления Темуридов и знакомит посетителей с историей Великого шёлкового пути, который проходил через южную часть современного Узбекистана. Среди исключительных экспонатов можно найти предметы монументального искусства, настенные росписи, резные детали дворцов, предметы декоративно-прикладного искусства.

Узбекистан на протяжении многих веков был и остаётся по сей день местом культурного обмена и торговли. По словам самих организаторов выставки, экспозиции позволят европейской аудитории составить широкое представление о культуре различных цивилизаций, существовавших на территории нынешнего Узбекистана, а также показывает уникальное наследие страны в мировом культурном контексте. Одновременно с этим через экспонаты, которые бережно собирались и реставрировались специалистами, люди смогут проследить тесную историческую связь Центральной Азии и Европы.

Помимо Катталангарского Корана, о котором мы сказали выше, среди шедевров, представленных в Лувре, есть обугленное деревянное панно из городища Кафар-кала, знаменитая роспись VII века, изображающая сцену охоты, найденная в древнем поселении Варахша в Бухарской области, и даже копия книги Марко Поло XIV века о его странствиях по Азии. Примечательно, что значительная часть экспозиции представлена широкой публике впервые, поскольку ряд экспонатов был отреставрирован в течение последних трёх лет.

«Дорога в Самарканд» – как одевались узбекские женщины и какое искусство было популярным?

«Дорога в Самарканд. Чудеса шёлка и золота» – выставка с таким названием представлена в Институте арабского мира. Здесь речь идёт уже о XIX – середине XX веках, показаны и работы в стиле авангарда из коллекции государственных музеев Узбекистана. 300 экспонатов были собраны из 9 музеев Республики Узбекистан и представляют собой непревзойдённые образцы национального текстиля, костюмы, головные уборы, украшения XIX – середины XX веков, золотошвейные чапаны эпохи Бухарского эмирата, ковры, выполненные в различных техниках, и многое другое.

Отдельно на экспозиции представлены картины, среди которых произведения туркестанского авангарда из коллекции Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан имени И. В. Савицкого в Нукусе. Несмотря на широкое разнообразие авторов и используемых ими художественных приёмов и цветов, все картины объединяет общая тема – Восток и его непередаваемый колорит. Через работы мастеров зритель получает возможность узнать, как одевались люди того времени и чем увлекались, как строился их быт.

Пожалуй, особое внимание искушённого зрителя привлечёт тобелик. Это такой традиционный головной убор каракалпакской женщины XVII-XVIII веков. Сам тобелик имеет цилиндрическую форму и собран из серебряных пластин, которые декорировались вставками из кораллов и бирюзы. Этнографы утверждают, что в своё время он служил дополнительным украшением, своеобразной короной, которая надевалась на женский свадебный головной убор.

Говоря о традиционном облачении народов Узбекистана, стоит сказать и о кимешеках. Это тоже национальный головной убор, который полностью покрывает голову, оставляя открытым лишь лицо. Кимешек отдалённо напоминает капюшон, а носили его обычно замужние женщины. Причём интересно, что в зависимости от социального статуса варьировался и цвет кимешека.

Интересен и другой экспонат – арабеки, то есть небольшие носовые кольца, которые преимущественно делались из золота и украшались спиралевидными завитками, мелкими бирюзовыми и коралловыми бусинами. Аребеки носили молодые каракалпакские женщины, и больше на территории Узбекистана эти украшения нигде не встречаются.

Как уже говорилось ранее, большая часть экспонатов никогда не покидали Узбекистан. Однако даже те, кто не понаслышке знаком с историей этой страны, смогут посмотреть на предметы ее быта и культуры в объёме 3D, что тоже является беспрецедентным опытом.

Мнение эксперта

По словам арт-эксперта, руководителя Проекта «КОКОН» Риммы Кашаповой, территория нынешнего Узбекистана уникальна, а страна, сумевшая сохранить наследие исторических пластов различных цивилизаций, вызывает уважение и почтение.

«Миссия новейшей истории Узбекистана направлена не только в сторону сохранения, но и дальнейшего исследования и поисков артефактов различных цивилизаций. Экспонаты, представленные в Лувре и в Институте арабского мира в Париже, произвели на мировое сообщество неизгладимое впечатление. Уверена, ещё немало сокрыто затерянных городов, погребённых святилищ, исчезнувших цивилизаций», – уверена Кашапова.

Стоит отметить, что с древнейших времен национальные традиции развивались в соответствии с историко-культурными формациями и этнополитическими образованиями. А любой музейный экспонат имеет интересную судьбу, порой таинственную и загадочную. История каждой вещи, ее «жизнь» в различных обстоятельствах, ее историческая и художественная ценность могут много поведать о культуре. Это произошло и в Лувре.

«Экспонаты, собранные профессионалами и представленные для демонстрации широкой публике, вызвали резонанс даже в научном сообществе, которое заново открыло для себя то наследие, которому они посвятили исследовательскую жизнь», – подытожила Римма Кашапова.

За помощь в подготовке материала и предоставленные фотографии спасибо Генеральному консульству Узбекистана.

Автор: Ильмира Гафиятуллина

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика