16 декабря прошлого года президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев подписал законопроект «О Национальном банке КР, банках и банковской деятельности», который среди прочего предусматривает внесение в гражданский кодекс дополнений, регламентирующих работу банков с учетом исламских принципов финансирования.
В нем частности упоминаются три исламских формы финансирования, пишет
sputnik.kg. Статьи, которые вводятся в Гражданский кодекс Кыргызстана, фиксируют, что в рамках договора на принципах
мудараба – вложение средств в предприятие должно производиться только в те виды деятельности, которые соответствуют стандартам шариата.
В договоре
шарика каждый из партнеров при создании юридического лица должен соблюдать правила и принципы шариата.
Выгоды от договора иджара (аренда и лизинг) должны соответствовать законодательству и требованиям шариата. То есть в законодательстве Кыргызстана впервые на постсоветском пространстве частично появляются нормы шариатского права.
Это вызвало возражения со стороны представителей юридического сообщества страны. Так, бывшая судья Конституционной палаты Кырыгызстана Клара Сооронкулова указывает в этой связи, что в случае нарушения условий договора дело может перейти в суд и тогда встанет вопрос на основе каких норма законодательства выносить решение. Здесь непременно возникнет противоречие между нормами шариата и нормами законодательства Кыргызстана.
Со своей стороны Национальный Банк Кыргызстана уточнил, что есть разница между стандартами по шариату и шариатскими нормами права. Стандарты шариата – это правила и нормы, установленные признанными международными организациями в области исламских принципов финансирования. Нормы права по шариату – это общеобязательные, формально определенные правила поведения, гарантируемые исламским государством.
Нацбанк так же указал, что появление новых статей в Гражданском кодексе позволит охватить банковскими услугами подавляющее большинство населения страны, а исламская финансовая система доказала свою эффективность.
В этой связи директор независимого аналитического центра «Религия, право и политика» Кадыр Маликов подчеркнул, что в сложившейся ситуации приход в страну исламских банков может существенно облегчить положение населения, которое сегодня вынуждено брать кредиты под 20-30% годовых. Он также выразил надежду, что появление исламских финансовых институтов создаст конкуренцию в банковской сфере и не поставит под сомнение светскость государства.
«Придут исламские инвесторы – и наши банки, чтобы конкурировать, начнут снижать проценты по кредитам или работать по-другому», – сказал Маликов.
По имеющееся информации в России исламские банковские услуги предлагают татарстанский «Ак Барс-Банк», отделения финансового дома «Амаль» в Казани, филиал «Татагропромбанка» и банк «ЛяРиба» в Махачкале.
Войти с помощью: