В преддверии Священного Рамадана

news-URyUZuToqJ
Рамадан....у кого-то в преддверии этого неповторимого месяца становится особо светло и трепетно-тревожно на душе, кто-то ждет его наступления с чувством неповторимого ужаса от абсолютной неготовности принять на себя испытание, заключающееся в воздержании от еды, питья, курения и секса в светлое время суток в течение целых 29 или 30 дней. Для одних мусульман Рамадан – месяц очищения мыслей и построения особой, нордической, подвижнической строгости мышления и внутренних переживаний. Для других же он – период тяжкого испытания, когда изводящий желудок голод и чувство сухости в носоглотке отвлекает от духовного и ментального успокоения. Словом, кто-то ждет Рамадан с радостью, кого-то охватывает неописуемая паника при одной мысли о его приближении. Но и последним Аллах помогает преодолевать превратности и тяготы поста, и еще недавно пребывавшие в отчаянии люди поражаются, как легко, словно по маслу, течет их новый распорядок дня, даруя телу и уму отдохновение и покой. А пока, накануне наступления заветных дней, мусульмане продолжают пребывать кто в тревожном, кто в радостном напряжении...



Но вот последние красные лучи заходящего солнца окрашивают по-осеннему холодный, чуть синеватый горизонт, и в воздухе разливается особая легкость, неповторимый аромат, когда хочется парить в вышине под звуки мерного и протяжного вечернего азана, а душу оставляют терзания, сомнения, мучения и страхи. Набивший оскомину противный будильник заставляет взбудораженно вскакивать, как по военной тревоге, спешно идти на кухню, заваривать крепкий, ароматный, горячий чай и насладиться им после аккуратного поедания разогретых сытных тефтелей. Обеспокоенная жена ставит тарелки, накладывает тефтели, открывает ароматные легкие абрикосовые йогурты – семья совершает сухур перед началом поста. После мусульмане тащательно чистят зубы, боясь проглотить и толику смешавшейся с зубной пастой слюны, и настраивают себя на особое молитвенное состояние. Наконец наступает утренний намаз – его азан знаменует собой начало поста.



Лучи восходящего солнца, просыпающийся, еще частично дремлющий в синеве сентябрьской прохладцы город с причудливыми кубами и параллепипедами бело-серых домов. Мусульманин идет по этому полуспящему, залитому ярким холодным праздничным светом асфальту, открывает дверь офиса, в мыслях представляя, как, отсидев положенные часы у гудящего монитора, зайдет под успокаивающезеленые, залитые спокойным мерным светом своды мечети с аскетично-причудливой каллиграфией на белых стенах. Как, помолившись, предастся аятам Корана, пронзающих своей строгой гармонией белизну стен, залитых светом, так торжественно контрастирующих с красными или зелеными мягкими коврами на полах. Или – просто погрузится в недра самых сокровенных своих мыслей, давно вызревавших в виде кома слов и нескладных концептов и вдруг – выстроившихся в стройные ряды мыслей, цепляющихся одна за другую, подобно начертанной черным по белому отточенной арабской вязи.



А потом небо начнет становится иссиня-сиреневым, все более погружаясь в черноту благодатной ночи. Засуетятся братья в белых вязаных шапочках у мечетей, заснуют туда-сюда деловитые женщины в светлых платках с ароматными, пышащими запахом свежежаренного фарша пирожками. Благочестивый мусульманин, отвлекшись от суеты, вкусит финик, насладившись его медленно растворяющимся во рту букетом сладости и терпким оттенком вкуса. Затем, подняв руки к ушам, произнесет прочувствованно: "Аллаху Акбар!", неспешно выполнит поклоны, касаясь лбом глиняного кружочка или мякоти ковра цвета свежей весенней листвы. И лишь от души помолившись, решительным шагом спустится во двор мечети.



Во дворе уже черноволосые мальчики уплетают ароматный плов с изюмом и чесноком, собираются компании молодых людей и сестер в стильных хиджабах, обсуждающих, какой ресторан посетить на этот раз; группа переминающихся с ноги на ногу юношей и неприметных мусульманок в цветастых платочках смиренно и робко ждут, когда плечистые бородатые братья, уминающие исходящий специями наваристый лагман, уступят им место за освободившимся столиком. Завидев тоненькую, словно красивая кошка, сестру в элегантном шарфе и чуть раскосыми и слегка сердитыми зелеными глазами, недовольно переминающуюся с каблучка на каблучок, веселые бородачи, чуть смутившись, спешат сдать тарелки приветливым официанткам в вишневых косынках и галантно освобождают место красавице и подоспевшему с молитвы мужу, поджарому мужчине с умным и интеллигентным лицом.



Более предусмотрительные мусульмане не тратят время на уплетание самсы в толчее рядом с мечетью и направляются в иные халяльные заведения Москвы. Поджаристые бараны на тарелках, салфетки, легкие супчики, ароматные кальяны для тех, чьи религиозные авторитеты дозволяют их курение – лишь внешний антураж. Молодые люди со стильными бородками, в аккуратных костюмах, с исполненными смысла глазами, таинственные утонченные женщины, укутанные в элегантные черные шарфы – они искренне рады встрече друг с другом, они говорят о Боге, о политике, о предписаниях Всевышнего, о любви, о жизни. И эти часы – лучшие для многих из них, ибо лишь в эти благодатные дни они наконец-то встречаются с друзьями, которых не видят месяцами.



В чем смысл поста, заключающегося в суровом самоограничении, если не сказать – самоистязании, как это может показаться немусульманину?



Мусульманский пост (саум) – имеет несколько пластов социальных смыслов, словно нанизанных на вертикаль, высшая точка которой – Бог.



Прежде всего, функция поста – интегрирующая, связывающая мусульман единой нитью, едиными рядами, как во время совместного намаза. Верующие изо дня в день преодолевают, переживают, переосмысливают, все более ощущая свою связь с уммой. На коллективные ифтары и маджлисы собираются не только друзья, но и члены общественных, политических организаций. Многие знаменитые исламские движения выросли из таких радушных вечерних собраний в месяц Рамадан.



Другой важный социальный аспект поста связан с духовно-политическим смыслом закята. Дело не только в том, что обладающий достатком и живущий на широкую ногу мусульманин задумывается о том, что кто-то терпит ежедневные лишения и радуется куску хлеба. Нет, пост заставляет прочувствовать важность справедливости в распределении доходов, недопустимости того, чтобы одни люди наслаждались роскошью норковых шуб, сияющих белой полировкой яхт и бриллиантов, а другие использовали простыню в качестве одежды в какой-нибудь из беднейших стран.



Следующий аспект смысла поста – самодисциплина. Мусульманин должен почувствовать себя воином, самураем Аллаха, готовым на бескорыстную жертву. Пост воспитывает у него выдержку, силу воли, духа, характера. Мусульманин доказывает свою преданность Всевышнему, и это приносит ему высшее блаженство и счастье, ибо он исполнен любви к Единственному, Которому посвящена его жизнь и служение, и горд выполнением своего долга. Являя собой высшую точку экзистенциального самопожертвования человека Богу, такая самодисциплина не лишена и социального аспекта – человеку, приучившему себя к выдержке и лишениям, не страшны тяготы войн и потрясений, часто выпадающие на волю мусульман и входящие в проекцию их коллективной судьбы как избранной общины, призванной творить справедливость и бороться со злом мира.



Тяжело ли это? Вреден ли пост для здоровья? Адаптация к посту у женщин идет в среднем около 2-3 дней, причем замечено, что они куда легче "входят" в пост, нежели мужчины, и проще его переносят. Спустя пару недель поста женщина может и забыть о наступающем ифтаре, в то время как мужчина все еще вожделенно смотрит на часы. Дело в том, что мужчина в жизни переживает больше стрессов и затрачивает больше энергии и жизненных сил на повседневные дела. С точки зрения нервной организации сильный пол также подвержен куда более глубоким потрясениям, чем кажется на первый взгляд, более ранимые и эмоциональные (а на самом деле – толстокожие и живучие) женщины.



Дело в том, что Аллах Всевышний по Мудрости Своей сделал женщину более выносливой. На ней лежит непростая и ответственная миссия – вынашивание и выкармливание детей. Менструальные боли и ослабления, имеющие гормональную природу колебания настроения и самочувствия – компенсируются адаптивностью женского организма. Шариата обязывает мужа трепетно относиться о жене, особенно в данный период. С другой стороны предназначение жены (или жен) – снимать у мужчин стресс, окружив его своей любовью, заботой, лаской.



В вопросах поста женщине дозволены некоторые послабления – менструирующая или беременная женщина освобождается от него и должна возместить пропущенные дни позже. Вместе с тем, наличие послаблений не противоречит тезису о большей выносливости женщины: самодисциплина и воспитание внутреннего аскетизма куда важнее для мужчин и повышает их самооценку и как мусульман, и как представителей сильного пола.



В завершение нашего разговора о посте хотелось бы дать несколько советов тем братьям и сестрам, для которых пост представляет собой невыносимо тяжелое испытание. Во-первых, окружающим ни в коем случае не стоит обвинять их в "слабости имана". Цену нашему иману знает лишь Всевышний, а физические возможности организма каждого из нас – далеко не одинаковы. Вполне возможно, что пост хрупкой и болезненной девочки, еле дотягивающей до ифтара и только о нем и думающей, куда ценнее воздержания от пищи и воды со стороны крепкой румяной красавицы, с легкостью решающей бытовые и хозяйственные вопросы, и не вспоминающей об ароматном пирожке не в силу крепости веры, а просто по причине конституции тела, не требующего тщательной подпитки извне.



Во-вторых, поститься надо правильно. Шариат категорически запрещает нанесение вреда здоровью в любом его виде, а потому пост нужно проводить с пользой не только для души, но и для тела. В частности, очень рекомендуется сухур – утреннее разговение до начала поста. Употребление большого количества свежезаваренного чая без сахара существенно повышает тонус и помогает переносить тяготы воздержания от пищи. После ифтара же не стоит набрасываться на жирную еду – лучше ограничиться легким ужином, наподобие вегетарианского супа и паровых котлеток. В итоге организм не испытывает дикую нагрузку в ночные часы, а, напротив, желудок разгружается, количество потребляемой пищи сокращается, что одобряется Сунной и этикой великих Имамов мусульман, суфиев и арифов.



Наконец, больным, старикам, психически больным, беременным (в случае, если они опасаются вреда для плода) и менструирующим женщинам не просто можно не поститься, но и категорически запрещено (харам) соблюдать пост. Если пост способен нанести вред организму, он не засчитывается, и получается, что больной человек мучается впустую и лишь во вред себе. Кто должен определять дозволенность поста для конкретного человека? На сей счет есть разные мнения ученых. Одни говорят, что даже если врач запрещает держать пост, человек должен ориентироваться на свои внутренние ощущения, на "голос" организма. Другие факихи утверждают, что больной человек склонен переоценивать улучшение в своем самочувствии, а потому надо ориентироваться на мнение врача. Первая группа муджтахидов утверждает, что в данном вопросе доверия заслуживает лишь врач-мусульманин, другие же улемы полагают, что дело не в вероисповедании, а в компетентности лечащего врача как специалиста.



В любом случае, перед началом такого ответственного месяца, как Рамадан, мусульманам следует тщательно изучить вердикты ученых и труды великих мыслителей и мистиков Ислама, чтобы с наибольшей плодотворностью провести для себя этот неповторимый, волнующий, исполненный тайн и скрытых знамений и Милости Всевышнего месяц...

Автор: Фатима Анастасия Ежова

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика