В редакции ТВК «Исламский мир» прошел круглый стол по исламофобии

news-W4RPRTC97J
В понедельник, 22 октября, в помещении телевидеокомпании «Исламский мир» прошел круглый стол, посвященный вопросам генезиса и преодоления исламофобии в российском обществе. Это мероприятие стало одним из цикла запланированных круглых столов на разную тематику, проводимых мусульманскими аналитиками и экспертами. В заседании приняли участие: сопредседатель Российского конгресса народов Кавказа (РКНК), глава Центра этнополитики и Ислама Деньга Халидов; заместитель главного редактора журнала «Смысл» Орхан Джемаль; политолог, исламовед Ахмед Азимов; публицист Портала ИА IslamNews и правозащитница Фатима Анастасия Ежова, а также ведущий серии круглых столов, редактор портала Ислам.Ру и политолог Абдулла Ринат Мухаметов.

Проблема исламофобии, которая, как известно, не теряет своей актуальности в России, обсуждалась на сей раз в контексте предстоящих выборов, в преддверии которых антимусульманская карта может быть использована в качестве разменной монеты для продвижения во власть «нужной» кандидатуры. При этом эксперты предсказывали разные варианты развития событий и порой излагали полярные точки зрения.



Практически никто из экспертов не спорил с тем, что исламофобия в России пустила свои корни еще в ельцинское время, когда российское руководство вело подчеркнуто проамериканскую и произраильскую политику. Как отметил Деньга Халидов, если в дореволюционной России проявлений исламофобии практически не наблюдалось, то в 1990-е годы Россия стала ретранслятором общей западной стратегии по целенаправленной демонизации Ислама и отождествления его с терроризмом. По мнению сопредседателя РКНК, такая политика диктовалась США, ибо им необходим был новый «образ врага» взамен разрушенного СССР.



По метафоричному выражению Анастасии Ежовой, время ельцинизма было так же благоприятно для выстраивания системного произраильского и антиисламского лобби, как слякотная погода – для размножения вирусов гриппа и прочих каверзных инфекций. Вместе с тем, журналистка отметила амбивалентность общей атмосферы в российском социуме: по ее мнению, разброд общественных идей, в том числе и самого радикального характера, в 1990-е годы был настолько силен, что мусульмане упустили много шансов для создания собственных лоббистских структур. В конце концов, сказала Ежова, в те времена по центральным федеральным каналам России шли исламские религиозно-политические программы «Ныне» и «Минарет» с ведущим в лице Гейдара Джемаля, а сейчас мы довольствуемся одной лишь Динарой Садретдиновой в хиджабе на РТР, ограниченной в темах и времени. Публицистка ИА IslamNews отметила, что все послания и обращения к представителям власти с просьбой защитить права российских граждан-мусульман малоэффективны, ибо не проходят сквозь хитроумную паутину уже давно и с умом выстроенного антиисламского лобби в СМИ и некоторых эшелонах власти.



Особо внимание было уделено проблеме отношения к Исламу и мусульманам в эпоху Путина. Большинство участников отметили позитивные сдвиги в позиции российского руководства по вопросам сотрудничества с исламским миром, хотя было отмечено наличие выраженного контраста между дружественными заявлениями Президента в адрес Ислама и реальной политикой по отношению к мусульманам в ряде регионов России. Если Ахмад Азимов склонен полагать, что это может быть объяснено «разницей между субъективным отношением разных чиновников к Исламу», то Орхан Джемаль заметил, что для любого российского чиновника «его мнение» есть «приказ сверху», и что то же «дело нурсистов» раскручивалось с подачи Патрушева, который усмотрел в самом факте существования данной общины в России как лазейку для работы турецких спецслужб.



Много внимания было уделено и вопросу о том, может ли антиисламская карта быть разыграна в предстоящей предвыборной гонке. По словам Орхана Джемаля, этот сценарий был использован в 1999 году, когда раскрутка нового кандидата в президенты осуществлялась за счет нагнетания исламофобии в обществе, все более жаждущем «сильной руки». Однако замглавы «Смысла» отметил, что если в 90-е годы исламофобия была импортирована в Россию с Запада и активно поддерживалась произраильским лобби, то в настоящее время она имеет «внутреннюю природу», ибо власть, демонстрирующая приверженность националистической идеи является исламофобской постольку, поскольку основой русской цивилизации является православие. Поэтому мусульмане должны объединять свои усилия на площадке интернационализма и бороться не с отдельными проявлениями исламофобии, а с националистической идеей в целом.



С этим категорически не согласилась Фатима Анастасия Ежова – русская мусульманка, при этом не относящая себя к какой-либо национальной мусульманской организации новообратившихся славян. Она заявила, что такой проект консолидации «нерусских (в лице этнических мусульман) против русских» будет лишь способствовать усилению межконфессиональных противоречий (тут журналистка вспомнила историю раскрутки печально известного ролика с отрезанием головы дагестанцу), на волне которых в качестве кандидата в президенты как раз-таки может быть раскручена какая-нибудь новая «сильная рука». По мнению Фатимы, «русская национальная идеология власти» – просто пропагандистский миф, такой же, как Аль-Каеда и 11 сентября, ибо в реальности в истории России власть редко когда принадлежала русским, равно как и православие отторгалось всеми важнейшими пластами русской культуры. В подтверждение своих слов Ежова вспомнила о феномене старообрядчества и русского религиозного сектантства, непростых отношениях многих (христианских, но отнюдь не вписывающихся в сугубо православные каноны) классиков русской литературы с официальным православием, и о воззрениях виднейших русских религиозных философов, которых РПЦ частенько отлучала от преподавания на кафедрах университетов или вообще предавала анафеме, как графа Толстого.



В качестве средств борьбы с исламофобией предлагалась активная просветительская деятельность, проводящаяся под эгидой государства и направленная на борьбу с национализмом, пропаганду принципов толерантности и уважения к представителям различных культур и религий, а также укрепление институтов гражданского общества и развитие общественных организаций и движений.



В конечном итоге участники круглого стола пришли к выводу, что спектр тем, сопряженных с проблемой исламофобии и ее искоренения, настолько широк, что каждому из обсуждаемых вопросов при наличии времени и возможности стоило бы посвятить по отдельному заседанию, а некоторым темам – даже целые конференции. Следующий круглый стол, посвященный участию мусульман в предстоящих выборах, пройдет 1 ноября в гостинице «Космос» в рамках Всероссийского Мусульманского Съезда.



Собкор.

Автор: Фатима

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика