Вновь я на работу дневную иду.
Господь, укрепи мои мышцы к труду.
А если мне смерть суждена я Творца
Молю дать работу свершить до конца.
Джек Лондон «Отступник»
Средства массовой информации затронули тему, очень важную для верующего человека, но очень редко обсуждаемую в СМИ. На портале РИА Новости вышел
материал о фактическом «запрете на профессии» для верующих, практикующих религиозные обряды.
Точной статистики, сколько человек лишились работы из-за исполнения религиозных обрядов, нет, но, автор публикации, Антон Скрипунов, предполагает, что таких могут быть сотни, а то и тысячи.
Разработчики нынешнего российского трудового законодательства изначально отталкивались от Трудового кодекса советских времен. В СССР, как известно, господствовала атеистическая идеология, и интересы верующих не учитывались никак.
Десятилетия государственного атеизма не прошли бесследно, и у многих наших сограждан, среди которых есть и немало работодателей –владельцев и управляющих разных предприятий жизнь земная стоит на первом месте, а о душе они так и не успевают подумать.
Соответственно к верующим людям они относятся порой с плохо скрываемым раздражением, полагая, что совершение религиозных обрядов на рабочем месте «показуха» и «лицемерие» и вообще, "в то время, пока мусульмане с евреями молятся.... русские работают".
Мусульманам такие люди предлагают «забирать манатки и обратно – в кишлак», а иудеям, «уехать в Израиль, где никто не будет их заставлять работать в шабат».
Кто-то уверен, что «гастеры не могут устанавливать здесь свои правила. У нас тут не Европа». Даже люди, соблюдающие православные обряды на работе не находят понимания у многих своих коллег и их также выделяют в разряд «показных святош».
Еще одна распространённая точка зрения, что истинно верующему человеку «не нужно внешних проявлений, он может помолиться в душе».
Тех, кто поднимает эту тему, также критикуют за то, что они «узаконивают» уклонение от исполнения своих обязанностей под предлогом совершения молитв, однако тот, кто работал на наших предприятиях, не понаслышке знает о пресловутых «перекурах» и «междусобойчиках», которые могут растянуться и на полдня.
Тонко чувствующие люди в этой связи указывают, что у человека есть не только телесные потребности, но и душевные, и они тоже должны удовлетворяться, а перед ответственной работой молитва Всевышнему никак не помешает.
Но, в общем и целом в нашем обществе превалирует такой подход, что все личные убеждения надо оставлять дома, а на работе работать, и чем больше, тем лучше. Люди религиозные воспринимаются как «мракобесы», а мусульман к тому же еще и опасаются.
При этом особый упор делается на то, что государство у нас светское и религия от него отделена.
Но дело в том, что верующие люди являются частью общества, и отделить их от общества нельзя, да они и сами не захотят. Можно их от общества лишь изолировать, но изоляция от общества применяется лишь в виде наказания за совершенные уголовные преступления или в случае помещение в психбольницу социально опасных душевно больных.
Кстати, сам патриарх Кирилл подчеркивал: «Русская Православная Церковь приемлет отделение Церкви от государства, но выступает против отделения веры от жизни, а Церкви от общества».
В свое время известный общественный деятель Наталья Нарочницкая сказала: «Полное вытеснение Церкви на обочину общественной жизни, если Церковь превращается в некий клуб по интересам, вроде общества любителей изящной словесности, это уже не отделение, а изгнание, даже гонение».
Поднятая в статье Антона Скрипунова проблема и реакция на нее показывает, что наше общество в массе своей пока отторгает практикующих верующих и только законодательными мерами эту проблему не решить.
Требуется еще долгая работа, чтобы практикующих верующих перестали воспринимать как «возмутителей спокойствия» и «лицемеров» и чтобы сограждане видели в них таких же граждан как они сами, пусть и со своими особенностями.
Войти с помощью: