На протяжении нескольких веков различные мусульманские полководцы пытались претворить это пророчество в жизнь, но результаты были тщетны. Под Константинополем найдены могилы нескольких сахабов (сподвижников пророка Мухаммада), включая Абу Аюба аль-Ансари, в доме которого пророк Мухаммад жил некоторое время по приезду в Медину. Когда же наступило время исполнения пророчества посланника Всевышнего, и когда был побежден последний законный наследник рабовладельческого Рима?
В конце 13 века небольшое тюркское племя каи, незадолго до того переселившееся в Малую Азию возглавил новый энергичный руководитель Осман. Он пришел на смену своему отцу Эртогрул-бею, много лет верой и правдой служившему сельджукским султанам. Собственно, этим же султанам подчинялся и сам Осман, из их рук получил знамя и прочие атрибуты власти. Его сын Орхан, талантливый полководец и политический деятель, в дополнение к ряду крепостей, взятых его отцом, добавил Бурсу – крупный город, имеющий стратегическое значение, ключ к Константинополю. Но значение Османа и Орхана состоит не в количестве взятых ими крепостей, городов и сел, а совершенно в другом. Именно они принесли в эти города и села новые законы, бывшие полной противоположностью византийским понятиям. Именно этим только лишь и можно объяснить, каким образом сравнительно немногочисленные каи и их союзники сумели подчинить и, что самое главное, удержать в своей власти вчерашние византийские города и сельские районы.
Но что же принесли родоначальники новой османской династии, и от чего же бежали под их защиту вчерашние византийцы?
Византизм. Это слово сегодня мало кому что говорит, и поэтому нередко вокруг этого понятия возникают различные легенды, многие из которых рассказывают о пышности дворцов и несокрушимости власти императоров. Но откуда же бралась эта пышность? Византийская империя была последним и к тому времени единственным законным наследником рабовладельческого Рима. Все остальные претенденты не имели ни малейшего отношения к римскому народу: ни к его плебсу, ни уж тем более к его аристократии. Варварские королевства, возникшие на обломках Рима, были образованы плененными роскошью римских дворцов и бань племенами разнообразного происхождения. Их правители пытались подражать римской аристократии так же, как сегодня некоторые наши соотечественники, начитавшись низкопробных книжек, пытаются стать «знатоками восточных практик», основанных на древней и совершенно чуждой нам философии.
Были среди «наследников» и люди, действительно имевшие отношение к Риму и его материальной культуре, – его рабы. «Дядюшки Римусы» как единственные последователи плантаторской культуры американского Юга. В общем, королевства всех этих лангобардов, бургундов и прочих вандалов имели такое же отношение к Риму, как государство Израиль к гитлеровской Германии 1933-1945 гг. Но Византия… это совершенно другое дело.
В то время как Западно-Римская империя развалилась под ударами племен, бывших когда-то неиссякаемым пополнением армии рабов, Восточно-Римская империя (Византий) процветала во всем великолепии. В городах возвышались величественные дворцы знати, бойко шла торговля разнообразными предметами роскоши. Знать была надменна и коварна, ее слово ни стоило ничего, по интригам любой византийский дворец мог оставить далеко позади любой царствующий двор во всем мире. Перевороты, отравления убийства, организованные родными братьями, женами, отцами и матерями – все это нормальная жизнь высших слоев византийского общества.
Византийские вельможи среди всех государственных и общественных интересов отдавали предпочтение своим личным. Законы существовали только лишь на бумаге. Даже правило «кто сильнее, тот и прав» не соблюдалось – правым становился тот, кто подлее, кто более способен нанести удар в спину. Вероломство «греков» (византийцев) вошло в летописи, например, неоднократно упоминается в «Повести временных лет» и других памятниках. Добавьте ко всему этому чудовищное пьянство; «пьян как византиец» – крылатая фраза современников.
Разврат Рима времен упадка тоже являлся характерной чертой этой сверхдержавы. Все это в комплексе носит название «византизм». Но на чем же держалось это государство, и почему оно не развалилось? Главной военной силой Византии была отнюдь не армия, давно набираемая их тех же «варваров», а экспорт интриг и вероломства – основной товар, поставляемый Восточно-Римской империей на внешний рынок.
Именно таким был главный противник, с которым пришлось бороться молодому османскому государству, и именно эти порядки пришлось ему выкорчевывать на своих вновь приобретенных территориях.
Продолжение следует…
Ахмад МАКАРОВ
Информационное агенство IslamNews.Ru
Войти с помощью: