Византия без византизма

Бывший Константинополь - ныне Истанбул

Бывший Константинополь - ныне Истанбул

Теги:

0
29 Мая 2007г. (12 Джумада аль-уля)
К 554 годовщине падения Константинополя

Исторические даты бывают разными. Значение одних из них становится понятным еще во время происходящего события; роль в истории других выясняется спустя десятилетия.

Исламское открытие Стамбула – Константинополя отличается и от тех, и от других. Это, пожалуй, единственный эпизод в жизни человечества, значение которого стало понятным не спустя годы или века после произошедшего, и не даже тогда, когда оно было, а … задолго до того, как оно свершилось. Более чем за шестьсот лет до разрушения Византийской империи пророк Мухаммад предсказал падение Константинополя перед «самым прекрасным полководцем».

На протяжении нескольких веков различные мусульманские полководцы пытались претворить это пророчество в жизнь, но результаты были тщетны. Под Константинополем найдены могилы нескольких сахабов (сподвижников пророка Мухаммада), включая Абу Аюба аль-Ансари, в доме которого пророк Мухаммад жил некоторое время по приезду в Медину. Когда же наступило время исполнения пророчества посланника Всевышнего, и когда был побежден последний законный наследник рабовладельческого Рима?

В конце 13 века небольшое тюркское племя каи, незадолго до того переселившееся в Малую Азию возглавил новый энергичный руководитель Осман. Он пришел на смену своему отцу Эртогрул-бею, много лет верой и правдой служившему сельджукским султанам. Собственно, этим же султанам подчинялся и сам Осман, из их рук получил знамя и прочие атрибуты власти. Его сын Орхан, талантливый полководец и политический деятель, в дополнение к ряду крепостей, взятых его отцом, добавил Бурсу – крупный город, имеющий стратегическое значение, ключ к Константинополю. Но значение Османа и Орхана состоит не в количестве взятых ими крепостей, городов и сел, а совершенно в другом. Именно они принесли в эти города и села новые законы, бывшие полной противоположностью византийским понятиям. Именно этим только лишь и можно объяснить, каким образом сравнительно немногочисленные каи и их союзники сумели подчинить и, что самое главное, удержать в своей власти вчерашние византийские города и сельские районы.

Но что же принесли родоначальники новой османской династии, и от чего же бежали под их защиту вчерашние византийцы?

Византизм. Это слово сегодня мало кому что говорит, и поэтому нередко вокруг этого понятия возникают различные легенды, многие из которых рассказывают о пышности дворцов и несокрушимости власти императоров. Но откуда же бралась эта пышность? Византийская империя была последним и к тому времени единственным законным наследником рабовладельческого Рима. Все остальные претенденты не имели ни малейшего отношения к римскому народу: ни к его плебсу, ни уж тем более к его аристократии. Варварские королевства, возникшие на обломках Рима, были образованы плененными роскошью римских дворцов и бань племенами разнообразного происхождения. Их правители пытались подражать римской аристократии так же, как сегодня некоторые наши соотечественники, начитавшись низкопробных книжек, пытаются стать «знатоками восточных практик», основанных на древней и совершенно чуждой нам философии.

Были среди «наследников» и люди, действительно имевшие отношение к Риму и его материальной культуре, – его рабы. «Дядюшки Римусы» как единственные последователи плантаторской культуры американского Юга. В общем, королевства всех этих лангобардов, бургундов и прочих вандалов имели такое же отношение к Риму, как государство Израиль к гитлеровской Германии 1933-1945 гг. Но Византия… это совершенно другое дело.

В то время как Западно-Римская империя развалилась под ударами племен, бывших когда-то неиссякаемым пополнением армии рабов, Восточно-Римская империя (Византий) процветала во всем великолепии. В городах возвышались величественные дворцы знати, бойко шла торговля разнообразными предметами роскоши. Знать была надменна и коварна, ее слово ни стоило ничего, по интригам любой византийский дворец мог оставить далеко позади любой царствующий двор во всем мире. Перевороты, отравления убийства, организованные родными братьями, женами, отцами и матерями – все это нормальная жизнь высших слоев византийского общества.

Византийские вельможи среди всех государственных и общественных интересов отдавали предпочтение своим личным. Законы существовали только лишь на бумаге. Даже правило «кто сильнее, тот и прав» не соблюдалось – правым становился тот, кто подлее, кто более способен нанести удар в спину. Вероломство «греков» (византийцев) вошло в летописи, например, неоднократно упоминается в «Повести временных лет» и других памятниках. Добавьте ко всему этому чудовищное пьянство; «пьян как византиец» – крылатая фраза современников.

Разврат Рима времен упадка тоже являлся характерной чертой этой сверхдержавы. Все это в комплексе носит название «византизм». Но на чем же держалось это государство, и почему оно не развалилось? Главной военной силой Византии была отнюдь не армия, давно набираемая их тех же «варваров», а экспорт интриг и вероломства – основной товар, поставляемый Восточно-Римской империей на внешний рынок.

Именно таким был главный противник, с которым пришлось бороться молодому османскому государству, и именно эти порядки пришлось ему выкорчевывать на своих вновь приобретенных территориях.

Продолжение следует…


Ахмад МАКАРОВ

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий