Заблуждения о вероотступничестве в исламе

Одним из важнейших проявлений и условий свободы человека является его абсолютная свобода выбирать убеждения, выражать и распространять их, не подвергаясь никаким попыткам принудить его к принятию какой-либо религии или сохранению приверженности ей. На это указывают многочисленные аяты Корана, в том числе слова Всевышнего «Нет принуждения в религии».

Известный богослов ат-Тахир ибн Ашур называет этот аят не просто ясным и неотмененным, но и опровергающим все, что ему противоречит. Приводя аяты, утверждающие свободу совести и убеждения, а также ту истину, что один Всевышний Аллах знает душу и совесть каждого, часто упоминают об вероотступничестве (ар-ридда). Последнее рассматривается как идейное преступление, имеющее отношение к совести и свободе убеждения человека. Между тем правильнее считать его политическим преступлением, а именно – вооруженным мятежом против легитимного государства. Речь идет о реальном событии, имевшим место на заре существования Халифата, когда некоторые племена взбунтовались против непривычной для них политической составляющей ислама: приняв в нем пятикратную молитву, они отказались платить закят. Они подняли меч на государство, и с ними пришлось воевать, как приходится поступать каждому государству в подобных случаях.

Как известно, при оценке человеческих поступков ислам исходит из стоящих за ними намерений – то есть из убеждений людей, – а не только из их внешнего поведения. Именно этим объясняется непримиримое отношение ислама к лицемерам. Какая польза мусульманам от человека, который формально причисляет себя к ним, но на самом деле ненавидит их и хранит верность их противникам? Деятельность Магди Аллама, египетского вероотступника с итальянским паспортом, гораздо больше вредили исламу, когда этот человек еще числил себя мусульманином, но поносил ислам денно и нощно. Но пыл его сразу погас, когда Папа Римский крестил его: теперь об этом человеке, некогда известном журналисте, уже никто не вспоминает.

В Коране ничего не сказано о том, что власть должна карать человека за вероотступничество. Что же касается хадисов на эту тему, то они относятся к сомнительным (даиф), и нет среди них ни одного хадиса категории мутаватир (хадис, переданный таким большим количеством передатчиков, что это исключает сговор между ними с целью его фальсификация), на который можно было бы опираться в решении вопросов, касающихся вероубеждения и вынесения приговора о смертной казни за него.

Те, кто боится, что свобода повредит исламу и рассчитывает в сохранении религии на силу государства, должны помнить, что Всевышний Аллах Сам является хранителем религии, что самый большой урон ислам претерпел от деспотизма, и что процветание исламу неизменно приносила именно свобода. Именно этим объясняется распространение ислама в демократических странах – даже немусульманских! – и его плачевное состояние в странах с диктаторскими режимами, худшими из которых являются те, что фальшиво прикрываются исламом для оправдания своей угнетательской сущности.

Свобода – это великая цель пророчества и религии, которая «снимает с них бремя и оковы» (Коран, сура «Преграды», аят 157). Так станьте же свободными, вы, так долго терпевшие гнет деспотизма, поднявшие лозунг «Оставьте нас наедине с людьми!», но испытывающие фобию перед свободой!

Свобода – это великое благо и счастье, с которым сравнимы лишь благо разума и веры, но и они имеют цену лишь при наличии свободы. Без свободы не бывает религиозной ответственности.

Автор: Рашид аль-Ганнуши

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Женя 14 Февраля 2023г.
Ответить

Известный богослов ат-Тахир ибн Ашур ЭТОТ ЧЕЛОВЕК МОДЕРНИСТ И В ТУНИСЕ ЛИБЕРАЛЬНЫЙ ИСЛАМ КОНЕЧНО МУСУЛЬМАНЕ МОДЕРНИСТВ БУДУТ ИЗМЕНЧТЬ ИСЛАМ ЧТОБЫ ОН НРАВИЛСЯ МНОГИМ А ПО ФАКТУ КАЗНЬ ЗА ВЕРООТСТУПНИЧЕСТВО ПРИЗНАВАЛИ СПОДВИЖНКИ МКХАМЕДА И ИХ УЧЕНИКИ

Яндекс.Метрика