О мусульманских политических движениях в России

Информационный стенд рассказывает о ИПВ

Информационный стенд рассказывает о ИПВ

Теги:





0
01 Сентября 2008г. (29 Шабан)
Первым мусульманским политическим движением в России после падения коммунистической диктатуры стала «Исламская партия Возрождения» (ИПВ). Известно, что в коммунистический период истории Советского Союза не могло легально существовать какой-либо организации некоммунистической ориентации. Но в то же время существовали неформальные мусульманские организации на Северном Кавказе, Центральной России и Средней Азии. С началом перестроечной оттепели и демократических преобразований мусульманские неформальные организации приняли решение создать легитимную исламскую партию ИПВ, которая могла бы защищать интересы мусульман на различных уровнях государственной иерархии. По согласию неформальных мусульманских образований различных регионов бывшего СССР, было приято решение, созвать учредительный съезд. В июне 1990г., в г. Астрахани прошел учредительный съезд, на котором было провозглашено создание Всесоюзной Исламской партии Возрождения. Учитывая чинимые местными властями препятствия проведению учредительного собрания, съезд вместо намеченной двухдневной программы вынужден был уложиться в один день, где были избраны все руководящие и административные органы партии.
Основным потенциальным звеном партии являлось среднеазиатское крыло с его четко организованной структурой, сформированной задолго до создания ИПВ. Это сказалось на ее судьбе с распадом СССР. Сегодня ИПВ продолжает свою работу только в Таджикской республике.

В 1995г. образуются два политических движения с мусульманской символикой:
Первое – Общероссийское политическое общественное движение «Hyp» {«Свет»). Первым инициатором создания «Нур» и его лидером стал Халит Яхин, являвшийся помощником депутата Государственной Думы А. Митрофанова (один из идеологов ЛДПР). Движение было создано накануне парламентских выборов. Результаты выборов в Госдуму показали, что интерес к «Нуру» есть как в татарских и башкирских, так и в северокавказских регионах. После выборов Яхин X. был смещен, а на его место встал Яруллин Вафа. Но, как справедливо отмечают наблюдатели, после выборов 1995 г. его деятельность практически была сведена к нулю и возобновлена к новым выборам 1999г.
Второе – Союз мусульман России (СМР). Первым инициатором создания СМР и его лидером был один из основателей ЛДПР А. Халитов. Движение организовывалось на базе Исламского Культурного Центра (ИКЦ), возглавляемого А. Ниязовым, оно также было создано накануне парламентских выборов. На съезде СМР А. Халитов был смещен, и на его председательское место был назначен М.Бибарсов. Автору этой статьи приходилось участвовать во многих организационных мероприятиях и слышать мнения многих его участников, констатировавших, что организационная подготовка и идеи движения в основном исходили от Ниязова, а он со свойственной для себя манерой упорно старался сторговать СМР какому-либо крупному движению, преследуя свои меркантильные интересы. Стараясь не упускать бразды правления в СМР, он абсолютно пренебрегал исламскими принципами ради каких-то сомнительных выгод.
Это способствовало уходу Бибарсова, который затем у себя в Саратове образовал движение «Мусульмане России». Уходя с поста председателя СМР, он обвинил Ниязова в вышеупомянутых действах. Затем пост председателя занимает Н. Хачилаев. Вскоре он становится депутатом Государственной Думы, и его кабинет становится штаб-квартирой СМР. С объявлением Н. Хачилаева в федеральный розыск деятельность СМР практически прекращает свою деятельность.
В 1998 году к новым выборам образуется еще два движения:
Первое – Всероссийский исламский конгресс (глава – Нурхалил Кусов, лидер Асламбек Аслаханов), никак себя не проявивший Второе движение «Рефах» («Благоденствие»), главой был определен бывший бухгалтер ИКЦ Ринат Каримов, уволенный, по утверждению А. Ниязова, за денежные махинации во время проведения ими Хаджа 1998 года. Ниязов, вначале открещивающийся от какого-либо отношения к этому движению, сегодня является его первым зам. председателя. Председателем же является его бессменный управделами по ИКЦ Д. Серажетдинов. Как видно продолжаются те же манипуляции, которые он проводил в предвыборную бытность СМР. На этот раз кормушку он нашел в блоке «Единство».
Наблюдая за растущим перед выборами количеством политических движений с мусульманскими вывесками, как грибы после дождя, А. Бибарсов выходит ко всем к ним с инициативой объединить все эти движения в единый блок, дабы затем вместе выйти на парламентские выборы. Инициатива с настороженностью была поддержана и вроде бы согласована сторонами, где лидером блока, который назвали «Меджлис», был избран известный и состоятельный хозяйственник мусульманского происхождения президент компании «Нефтегаз» Леонард Рафиков.
Но, увы, на первой же совместной конференции стало ясно, что «Меджлис» остался без своих соучредителей. Лидер «блока» со всем, что у него осталось, влился в НДР к своему патрону по нефтегазу Черномырдину, который вроде обещал ему место на Старой площади.
Известно, что вышеперечисленные движения не имеют постоянной базы, рабочих структур и постоянно работающего аппарата. Их шевеления начинаются с приближением выборов, где спешно создаются временные рабочие органы. Для придания веса движению в предвыборной гонке находят состоятельных и известных личностей мусульманского происхождения, зачастую никогда не занимавшихся и абсолютно не сведущих в исламских вопросах и проблемах. Основатели движения заинтересовывают их депутатскими креслами, апеллируя на 20 миллионный электорат мусульман России, который «обязательно за них проголосует».
Обращаясь к практике мусульманских политических движений за рубежом, мы видим совсем иную картину. Безусловно, главным отличием является длительный стаж и опыт работы этих движений. Их лидеры и руководители – это крупные ученые в различных областях, и в частности по исламским наукам.
Многие из них имеют опыт политической деятельности будучи парламентариями, членами правительств и ответственными людьми на государственных постах. Наиболее известными из них являются партия «Фазылят» в Турции, «Джамаат уль-Ислами» в Пакистане, «Фронт исламской работы» в Иордании и др. Исторический процесс их выхода на политическую арену проходил через формирование организационных структур, расширение деятельности, рост популярности и уже потом образование политической организации.
Причин и существенных различий в подходе к данной проблеме в России и за рубежом немало. В первую очередь это обусловлено коммунистической диктатурой в прошлом, во время которой были уничтожены почти все мусульманские ценности и традиции. А за такой короткий срок с начала демократических преобразований еще не успела образоваться мусульманская интеллигенция. При этом отсутствуют авторитетные мусульманские ученые, места которых ныне замещают в большинстве самопровозглашенные муфтии, не имеющие компетентного образования и знаний, но цепко держащиеся за созданные под себя Духовные управления мусульман (ДУМ). На всем этом фоне всеобщей исламской необразованности и непросвещенности народа создается благодатная почва для появления псевдомусульманских лидеров, которым не чуждо спекулировать ими же самими созданными «мусульманскими» организациями или ДУМами и приходами, часто становящимися их кормушками.

Автор: Мухамед Саляхетдинов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика