Обзор СМИ. 13.04.2018.

Совет муфтиев России

СМР договорился о сотрудничестве мусульман России и Узбекистана



На полях научной конференции "Оазисы шелкового пути. Традиции духовных связей: исторические и современные аспекты", прошедшей в конференц-зале Московской Соборной мечети, состоялась встреча первого заместителя председателя Совета муфтиев России и Духовного управления мусульман Российской Федерации Рушана Аббясова и начальника отдела комитета по делам религий Кабинета Министров Республики Узбекистан Собитхона Шарипова.

В рамках встречи Собитхон Шарипов поблагодарил Совет муфтиев России за организацию мероприятия и особенно подчеркнул, что представители Духовного управления мусульман Узбекистана и Комитета по делам религий Кабинета министров Республики Узбекистан продолжат поддержу международных проектов СМР, принимая в них активное участие.

В завершении встречи стороны договорились о дальнейшем тесном сотрудничестве.



Sputnik

Назарбаев дал ценный совет имамам



Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев рассказал о важности появления в стране хороших книг по религиоведению.

Глава государства принимает участие в презентации учебников в рамках проекта "Новое гуманитарное знание. 100 новых учебников на казахском языке".
"Религиозные деятели, чтобы вести свою миссию на высоком уровне, должны знать историю религий, в конце концов, понять, что Создатель один, пути разные", – добавил он.

Он отметил, что об этом говорят участники съезда мировых и традиционных религий в Астане.

"Знать историю религии, объяснить неграмотной молодежи, которая встала на пагубный путь, для наших имамов важно", – цитирует Назарбаева Sputnik.



ТАСС

Любить футбол, быть девушкой и знать наизусть Коран



Главное назначение хафизов – хранить и передавать знание священного текста мусульман. Кто такие современные молодые хафизы – в материале ТАСС из Татарстана, Чечни и Ингушетии.

Макке Тайсумовой 25 лет, она из Грозного. В Чеченской Республике хафизов готовят в пяти школах. Но все они рассчитаны только на парней, поэтому девушек, знающих Коран наизусть, в регионе не так много. Учителем Макки стала Савсан из Сирии, которая вместе с братом, известным богословом шейхом Махиром, жила в Грозном чуть больше полугода.

"Нас было около 70 девушек у Савсан. Из них заучивание Корана закончили только три. Учили по четыре-пять страниц в день, но в конце я уже могла осилить один джуз в день, то есть 20 страниц. По мере того как мы заучивали, наша память увеличивалась, нам становилось легче, и то, что казалось поначалу нереальным, стало вдруг возможным", – рассказывает Тайсумова.

Одновременно девушка училась в Российском исламском университете в Грозном, где она сейчас работает преподавателем. Днем посещала занятия, закрывала сессии, общалась с подругами, а вечером ходила к своему учителю и занималась до ночи.

"Меня каждый день отец встречал после занятий, и, помню, в последний вечер я ему сказала, что закончила. Он подумал, что, как обычно, говорю про день, но я уточнила, что полностью закончила, и заплакала от счастья", – говорит собеседница ТАСС.

Благодаря шариатским наукам, которые Макка изучала в вузе, она не только знает Коран на арабском языке, но умеет еще переводить и толковать. Она окончила университет без единой четверки и уже сама подготовила пять хафизов.

Жителю Ингушетии Ахмеду Албогачиеву – 33, он – тоже Коран хафиз. Албогачиев работает в правительственном гараже водителем, возит помощника-советника главы Ингушетии по религиозным вопросам Магомед-хаджи Албогачиева, своего отца. После работы воспитывает четверых детей, болеет за футбольный клуб "Спартак", иногда играет в футбол на PlayStation. Ахмед поясняет, что такой быт не мешает ему преследовать главную цели в жизни – познать глубокий смысл Корана.

Муфтий Татарстана и руководитель регионального Духовного управления мусульман (ДУМ) Камиль Самигуллин с детства мечтал стать преподавателем в медресе. В 19 лет он уехал в Стамбул и учил там Коран около трех лет. Сейчас муфтию 32 года.

"Я вундеркиндом не был, поэтому мне приходилось трудом всего добиваться. Целый день уходил на то, чтобы заучить одну страницу, – я считал, что у меня памяти нет. Тем более когда мы учились, в медресе была система "в десять отбой, в три подъем". Получается пять часов сна, и в понедельник и четверг обязательно уразу (пост) надо было держать. Я поражался детям, которые за 20 минут могли выучить страницу", – рассказывает он.

В школе учились и юноши, и маленькие дети. В медресе все приезжали с разными намерениями. Кого-то заставляли родители, кто-то учил очень быстро, чтобы скорее уйти из школы. Камиль хазрат и сам хотел все бросить и уехать, но уговорил учитель.

"Учить одну страницу, две – это одно, человек не прочувствует. Но когда у тебя уже накопился багаж, а впереди – длинная дорога и нужно не потерять то, что ты уже выучил, иногда приходит отчаяние. В этот момент нужно наставление старшего товарища, правильное наставление. Армию ты хоть как пройдешь, а выйти из школы хафизов же нужно с каким-то багажом – это как олимпийским чемпионом стать", – говорит муфтий.



РИА Новости

Муфтий Москвы призвал к сотрудничеству духовенство РФ и Узбекистана



Сотрудничество Духовного собрания мусульман (ДСМ) России и Духовного управления мусульман (ДУМ) Узбекистана в 2018 году будет расширяться в сфере просветительских мероприятий, религиозного обучения и обмена делегациями, заявил в четверг руководитель ДСМ, муфтий Москвы Альбир Крганов.

"С целью расширения контактов между нашими странами Духовное собрание мусульман России открывает новые возможности для россиян… Планируется дальнейшее развитие духовного, богословского, научно-практического сотрудничества", – заявил Крганов в интервью газете парламента и правительства "Народное слово".

Муфтий напомнил, что в 2017 году между двумя религиозными ведомствами было подписано соглашение о сотрудничестве, предусматривающее обмен делегациями и проведение мероприятий в исламском сообществе Узбекистана и РФ. По его словам, в частности, в Рамадан (месяц обязательного для мусульман поста – ред.) ДУМ Узбекистана в рамках соглашения отправит своих ученых-богословов для обмена опытом в города РФ, где проживает большая диаспора из этой республики, отмечает РИА Новости.



ДУМ Саратовской области

Активисты «Возрождения» за здоровый образ жизни



В саратовском историко-патриотическом комплексе «Музей боевой и трудовой славы» состоялась презентация клуба волонтеров «Добротворец».

Среди участников мероприятия были представители общественных организаций региона, в том числе активисты культурно-просветительской организации «Возрождение».

Собравшиеся познакомились с основными направлениями работы клуба «Добротворец» и договорились о взаимодействии, обсудив план совместных проектов. В частности, руководитель «Возрождения» Рустам Абдульманов на собрании выразил готовность к сотрудничеству.

Также в минувший выходной на пешеходной зоне ул.Волжской прошла акция, приуроченная к Всемирному дню здоровья. Мероприятие организовало движение «Саратов молодой» при поддержке регионального министерства здравоохранения и администрации города.

Активисты «Возрождения» не остались в стороне и присоединились к акции, представив площадку для армрестлинга, армлифтинга и гиревого спорта.



ДУМ Республики Татарстан

Альметьевский мухтасибат оказывает помощь наркозависимым



Имам-мухтасиб Альметьевского района и города Альметьевска Фагим Ахметзянов принял участие в заседании районной антинаркотической комиссии. В своем выступлении имам рассказал о роли Альметьевского мухтасибата во взаимодействии с сообществом «Анонимные наркоманы». «Адаптация наркозависимых в группах сообщества «Анонимные наркоманы» доказала свою эффективность, за последние годы количество вступивших в сообщество, а значит выбравших верный путь выздоровления, увеличилось в 4-5 раз», – отметил имам-мухтасиб.

Также Ахметзянов проинформировал, что тесное взаимодействие с сообществом «Анонимные наркоманы» Альметьевский мухтасибат ведет уже несколько лет. Встречи и семинары члены сообщества проводят в предоставленном Альметьевским мухтасибатом на безвозмездной основе помещении.



IslamNews

Имама Якупова полностью реабилитировали



Суд частично удовлетворил иск бывшего имама и хафиза Корана Али Якупова о возмещении материального вреда, причиненного ему в связи с уголовным преследованием. Об этом в четверг сообщил общественный деятель Ирек Биккинин на своей странице в Facebook, передает IslamNews.

«Али Якупову пришлось оплачивать услуги адвокатов не только на процессе против него, но и на многочисленных процессах по обжалованию решений следователей»,- пояснил Биккинин. По его словам, уголовное дело в отношении Якупова хотели прекратить в связи с истечением срока давности, а не по отсутствию состава преступления. «В итоге, благодаря милости Аллаха, Али Якупов полностью реабилитирован – он не совершал никакого преступления, – написал общественник. – он выиграл два процесса по возмещению вреда: сначала по моральному вреду, а теперь и по материальному».

Он добавил, что священнослужитель не будет обжаловать решение суда, несмотря на то, что тот «не компенсировал ни копейки потери его заработка за шесть месяцев его нахождения под домашним арестом – ведь у него не было официального трудового договора с организацией «Махалля №44″, где он был и имамом, и председателем».



InKazan

Подобные зрелища чужды мусульманам – муфтий РТ о боксе



Муфтий Татарстана Камиль Самигуллин заявил, что занятие и тренерская работа в таких видах спорта, как бокс и кикбоксинг являются запрещенными с точки зрения ислама. Наблюдать за подобными соревнованиями тоже запрещено.

По словам Самигуллина, прежде чем смотреть спортивные соревнования, нужно убедиться, что в них нет элементов харама. Он пояснил, что, например, смотреть состязания по плаванию мусульманину можно. Но только в том случае, если спортсмены не выступают "практически голыми".

"Что же касается соревнований по боксу, то следует отметить, что даже при приведении в исполнение телесных наказаний по приговору суда, запрещено наносить удары по лицу, что уж говорить о виде спорта, целью которого является нанесение ударов по лицу человека", – сказал Самигуллин.

Он заявил, что занятия боксом и кикбоксингом и тренерская работа в этой области считается запрещенной. Кроме того, нельзя наблюдать за соревнованиями, так как "в этих видах спорта основой является стравливание двух человек и стремление нанести своему сопернику болезненные увечья".

"Подобные зрелища чужды мусульманам и являются элементом западной культуры невежества. Кроме того, если там, где проводятся соревнования, имеют место слова или поступки, противоречащие исламу, то мусульманам надлежит держаться подальше от таких мест", – сказал муфтий.



Кавказский узел

Правозащитники раскритиковали инициативу запретить ваххабизм в России



Запрет идеологии ваххабизма противоречит Конституции РФ, а сама инициатива Межрелигиозного совета России является популизмом и по своей сути бессмысленна, считают опрошенные "Кавказским узлом" российские правозащитники и политологи.

Инициатива обратиться к властям России с предложением признать ваххабизм экстремистской идеологией, а ваххабитские организации – экстремистскими прозвучала 27 марта на заседании Межрелигиозного совета России (МСР) в Москве.

В межгосударственных отношения Российская Федерация имеет связи с Саудовской Аравией, в которой государственной идеологией признан ваххабизм, отметил эксперт Института прав человека Лев Левинсон.

При этом эксперт отметил, что российское законодательство не дает правовых оснований для введения такого запрета.

"Если смотреть с правовой точки зрения – это недопустимо. Никакая идеология не должна быть запрещена. Деятельность должна порождать ответственность. Тем более, что в ваххабизме есть разные течения, и мы видим, что в Саудии совсем не много террористов, там с террором борются и сам основатель этого течения не был оголтелым человеконенавистником, он боролся за чистый ислам, где-то был нетерпим, но есть даже агрессивный либерализм, не толерантный к другим формам политического мышления. Сегодня запретят ваххабизм, завтра монархизм, коммунизм и останется один путинизм", – сказал Левинсон.

Противоречащей Конституции страны назвал инициативу и директор Информационно-аналитического центра "Сова" Александр Верховский.

"Конституции она явно не соответствует, потому что государство не имеет никакой идеологии, соответственно не может никакой идеологии запрещать. Никогда не запрещали даже нацизм, в отношении которого запрещена лишь публичная демонстрация, а в частном порядке у себя дома можно быть кем угодно", – сказал Верховский корреспонденту "Кавказского узла".

Член экспертного совета Московского центра Карнеги, исламовед Алексей Малашенко, комментируя инициативу МСР, назвал ее "глупостью". Следуя логике инициаторов, целесообразно запретить и инквизицию, добавил он.

"Есть разные позиции, есть позиция Совета муфтиев. У нас десятки муфтиятов, как они будут решать, в соответствии с какими помыслами? Когда нечего предложить – надо запрещать. Я бы не взялся за определение организаций по признакам принадлежности к ваххабитской, я 50 лет занимаюсь исламом, но не взялся бы. А определять будут по принципу… выгоды, в связи с желанием оттеснить конкурентов. И потом, как вы будете делить ваххабитов и салафитов, фундаменталистов и ваххабитов?" – сказал корреспонденту "Кавказского узла" Малашенко.

Преследование за убеждения является абсурдом, а определение ваххабизма не сможет дать никто, считает руководитель правозащитной организации "МАШР" Магомед Муцольгов.

"Кто может определить, что есть ваххабизм? Невозможно преследовать человека за убеждения. В Конституции сказано, что человек может верить сам, коллективно или не верить вообще. Это популистские шаги муфтиев, которые не только деструктивны, в этом есть элемент провокации и подстрекательства борьбы с инакомыслием. Мы на Кавказе уже через это прошли. Здесь много убитых ребят ни за что, их тоже обвиняли, то руки поднимать нельзя, то бороду носить нельзя. Еще важно понять, а кто определяет, кто судит, как, зачем? Кто выносит вердикт, мы видели, как какие-то периферийные суды на свой лад принимают решения признать ту или иную суру Корана экстремистской, – это глупо. Не нужно лезть ни в какие Священные писания", – сказал в комментарии корреспонденту "Кавказского узла" правозащитник.

Российское законодательство обладает достаточным правоприменительным инструментарием для борьбы с экстремистской и террористической деятельностью, а введение подобных запретов пагубно и опасно, считает имам Насыр-Кортской мечети, проповедник Хамзат Чумаков.

"Очень глупая инициатива принять очередные запретительные законы. Сейчас молодежь очень разная, по-разному думает, верит. Даже нам, богословам, иногда не под силу что-то менять. Потому, заставлять человека иметь убеждения, которые вам хочется – не разумно. У нас есть законы, статьи, регламентирующие экстремистскую деятельность, статьи о терроризме. Зачем еще какие-то законы издавать, кода в уголовном кодексе все это есть? Это излишне, это очень ненужные вещи, мотивированные популизмом. Это пагубно и опасно", – сказал корреспонденту "Кавказского узла" Чумаков.



Югра News

В Сургуте борются с распространением псевдорелигиозного радикализма



В Сургуте прошел цикл просветительских лекций, направленный на противодействие распространению псевдорелигиозного радикализма, передает Югра News.

В качестве лекторов были приглашены известные исламоведы – проректор по науке Булгарско-исламской академии, доцент, кандидат исторических наук, преподаватель кафедры религиозных дисциплин Российского исламского института Дамир Шагавиев, главный ученый секретарь Совета улемов Республики Татарстан Рустам Нургалеев и старший преподаватель кафедры религиозных дисциплин Рамазан Курамшин. В течение трех дней ученые-исламисты провели ряд лекций и обучающих семинаров для священнослужителей мечетей, встретились со студентами вузов, посетили исправительное учреждение ИК-11.

"Данный проект носит масштабный характер, он распространен по всей территории России. Мы проводим его по инициативе регионов. Кстати, ваши соседи из Тюмени и Свердловской области также приглашали нас. Если говорить о целевой аудитории, то мы работаем практически со всеми группами населения – как со священнослужителями, так и с прихожанами мечетей, со студенческой молодежью вузов и техникумов, со всеми, кто так или иначе связан с исламом, кому вообще интересна эта тематика, – отметил проректор по науке Булгарско-исламской академии, арабист Дамир Шагавиев.

Шагавиев добавил, что сегодня наиболее уязвимой и легко подверженной влиянию радикальных течений была и остается молодежь. Сегодня в соцсетях ведут активную работу различные псевдоисламские экстремистские группы, рядящиеся в красочные тоги изречений из Корана и трактующие их каждый на свой лад. Ловцы душ используют наиболее болевые точки – отсутствие должных знаний у подрастающего поколения в аспектах религии, а потому эта аудитория находится в зоне особого внимания ученых-исламоведов.

Факторов, которые используют вербовщики, по словам ученого-арабиста немало: это всевозможные религиозные конструкты для формирования сознания и внушения, способствующие перерождению человека в фанатика, это психологические, социальные и экономические факторы. А потому внимание аудитории исламоведы фокусируют сегодня на наиболее болевых точках в исламе, как в учении, которые используют те, кто заинтересован в формировании радикально мусульманского сообщества. Шагавиев также обратил внимание на рычаги воздействия, которые также небезуспешно используются вербовщиками. Это различия взглядов и разногласия между людьми.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика