Тому же, кто боялся предстать перед своим Господом и
удерживал себя от страстей, пристанищем будет Рай
(Вырывающие»: 40-41)
Наверное, есть темы, которые всегда будут актуальными для уммы. Для всех ее членов. Потому что в них - наша жизнь. Думы. Сомнения. Переживания. Как я живу? Соответствует ли мой образ жизни предписанному Всевышним? Почему не удается соблюдать постулаты полностью и однозначно? Почему, почему, почему? Сколько же этих почему, нередко съедающих нас изнутри и не позволяющих безмятежно отойти ко сну...
Одна из таких тем - фактор покаяния.
Наши излишества - против нас самих?
Покаяние... Сколько раз мы пропускали это определение через свои душу, сердце, мозг, чувствуя потребность его осуществления. Пропускали и пропускаем. Осуществляли и продолжаем осуществлять. Потому что надеемся, что принимающий покаяния Аллах простит нас.
Ну вот, подумает кто-то из читателей, сейчас в очередной раз последуют попытки обосновать чуть ли не предусмотренность грехов, с допустимостью последующего прихода к покаянию. Ну почему так сразу в глаз, ежели вопрос идет не об обосновании, а о неоднократном (и это действительно так!) желании разобраться в происходящих в нашей жизни нелицеприятных (мягко говоря) нюансах?
Да, дьявол не дремлет. Да, будучи сильными и проявляющими неимоверную волю в труднейших вопросах, мы вдруг оказываемся поразительно слабыми в каких-то иных аспектах жизнедеятельности. Но разве тут дело в попытках обелить себя или «научно-теологически» доказать невозможность протекания жизни только так, а не иначе? Речь-то, в реалии, о внутреннем недовольстве собой, своим поведением и действиями, когда об определенных шагах ни с кем не поделишься. Просто-напросто не позволишь себе.
Но Бога не обманешь, да и в мыслях такого нет по сути. Отсюда - искренние попытки, наряду с мольбами к Всевышнему о прощении, разобраться в подводных нюансах, приводящих к проблеме, не позволяющей иногда полностью выпрямиться. Без сомнений, будь все легко и просто, Коран не фиксировал бы приукрашенности для людей любви «к удовольствиям, доставляемым женщинами, сыновьями, накопленными кантарами золота и серебра, прекрасными конями, скотиной и нивами» («Семейство Имрана»: 14). Т. е. соблазнов - масса, к тому же все они - вокруг нас и вполне доступны. Но, что интересно, тяга у человека может проявиться к какому-нибудь одному ответвлению греха. Отсюда - формирование у верующего внутренней потребности уловить (ощутить), как бы изнутри, что же, все-таки, подталкивает его в объятия определенного греха, если он осознает(!) свою «некачественность» из-за попадания в тиски соблазна?
Тонкость тут в том, что при этом верующий не просто отправляет предписанный пятикратный намаз, а имеет потребность к этому, как к важнейшему столпу Ислама. Параллельно этот же «верующий нарушитель» искренне стремится следовать другим постулатам. Не из-за того, чтобы данными действиями «закрыть» (ну, или, притупить) греховные деяния, а вследствие наличия в сердце реальной веры.
Но спокойствия как не было, так и нет. И это совершенно не удивительно на фоне фиксации Откровением, что, осуществляя мерзкие поступки или несправедливости, мы поступаем «против самих себя» («Семейство Имрана»: 135). К тому же Коран говорит о лицах, излишествовавших «во вред самим себе» («Толпы»: 53).
Вполне возможно, что одна из глубинных мыслей, заложенных в этих аятах, проявляется (в т. ч.) в констатации сложностей при определенных поступках созданий Господа для самих же верующих. Не случайно ведь в обоих случаях Всевышний предоставляет надежду своим творениям на лучшее будущее. В частности, для помянувших Аллаха и попросивших прощения попадание в Райские сады не исключается («Семейство Имрана»: 136); параллельно Господь призывает не отчаиваться в Его милости, ибо Аллах, будучи Прощающим и Милосердным, «прощает все грехи» («Толпы»: 53).
Однако, и здесь мы не черпаем легкости, т. к. в контексте обещаемого Аллах говорит о неупорствующих в совершаемом и воздаянии тружеников! А можем ли мы себя считать таковыми, если периодически продолжаем падать в пропасть какого-либо соблазна?
Через стыд - к покаянию?
Известный богослов XIV в., видный представитель ханбалитской школы мусульманского права Ибн Кайим аль-Джаузия писал, что в случае отсутствия в сердце печали «при совершении греха» и его переполнения радостью, человек должен «поставить под сомнение» свою веру, т. к. «живое сердце всегда печалится от грехов», а мертвому - «нанесение ран» боли не причиняет(1).
Возможно, так оно и есть, но не слишком ли данная формулировка, все же, жестка (жестока) по отношению к рассматриваемому? Разговор-то, повторимся, идет вовсе не о спокойно окунающихся в омут своей страсти. Вернее, они окунаются, но разве свободным для них оказывается последующее плавание по жизни - возвращение, так сказать, «в семью, в коллектив»? Отнюдь. В том-то все и дело. Испытываемые согрешившими мучения иногда не поддаются описанию. Они ведь будто лишают организм чего-то важного, живого. Пусть грехи такого рода - между верующими и Аллахом. Пусть верующие ссылаются на собственную слабость, невозможность удержать себя и т. д., но легче ли от этого?
Вот здесь осуществляющие нарушения нередко чувствуют, что приносить покаяние с каждым своим проступком становится сложнее и труднее. Стыд сковывает тебя, и ты думаешь про себя: «Сколько же можно, а если завтра снова в кольцо?». Но не дьявольские ли это ухищрения, отодвигать нас от покаяния, тем более что Создателю ведомо все и вся, включая происходящее в нашем внутреннем мире?
Очень красиво на сей счет высказывается Эльмир Кулиев, отмечая, что
медля с покаянием, мы позволяем грехам пустить корни глубоко в сердце, а вымаливая прощение за часто повторяемые грехи, только обманываем себя, лишаясь стыда. Пристращаясь к греху, пишет ученый, мы позволяем ему стать частью нашей души, и если такое происходит, то принести искренне покаяние невероятно трудно. Т. к. отказ от такого греха равносилен вырыванию части души, а на такое способен не каждый(2). Блестящая формулировка, не правда ли? Грех - часть души. Мы будто уже не просто свыкаемся с ним, а смыкаемся, продолжая скатываться в пучину, из которой возврат к Свету с каждым днем становится все затруднительнее.
Как элегантно высказывается на этот счет поэтесса Вангелия:
Есть много дел… не опоздать бы,
Задумал… надо бы успеть,
Не опоздать … мне дописать бы…
Доплыть, доехать, долететь.
Дела в быту - все напускное…
Незавершенка… ерунда…
Пустяк - в сравнении с покаянием,
Вот тут не дай Бог опоздать(3).
Хорошо, конечно, если происходит остановка. А когда до нее все дальше и дальше и ты вдруг осознаешь, что конечной станции не предвидится, т. к. твое движение осуществляется по нескончаемому кругу? В фильме «Бог не умер» звучит очень интересная мысль: «Твой грех как тюремная камера. Комфортная, чистая и кажется, какой смысл из нее выходить? Дверь широко открыта, но однажды время выйдет и она захлопнется. Тогда будет уже слишком поздно». Невозможно не согласиться, притягивающий грех сладок. И еще как. Но мы же не хотим захлопывания двери.
Однако, поспособствовать становлению остановки реально конечной (с точки зрения невозврата к греху) может наше вхождение вглубь причин, не позволяющих нам полностью затормозить. Если наш позыв к греху возникает не из-за желания воспротивиться Богу и не вследствии преследования цели испробовать на вкус запретное (тем более что оно, грубо говоря, уже попробовано), значит, скорее всего, нам чего-то не хватает.
Но тогда по какой причине, воскликнет некто, считающий себя знатоком всех хитросплетений человеческой жизни, раз и навсегда не положить конец этой причине? Не разрубить окончательно узел, подталкивающий нас к периодическому поиску того, что...? Проблема, однако, именно в этом. Разрубить одним движением получается не всегда, т. к. узел - на то и узел, что может состоять из массы противоречий с подводными рифами и надводными ветрами, с дополнительно проявляющимися сдерживающими факторами.
Кто бы сомневался, что будь мы беспечны, то без особых угрызений совести плыли бы по греховному течению. Но наши мозг, сердце и душа, Слава Аллаху, не позволяют этого. И это сохраняет нас на плаву жизни, предоставляющей надежду на положительный результат. «Просите прощения у вашего Господа и раскаивайтесь перед Ним» («Худ»: 3), призывает Коран. Мы просим и раскаиваемся. Продолжая надеяться.
1.Ибн Кайим аль-Джаузийя. Мадарижу ас-саликин
http://al-hekmah.com/?p=6572
2.Эльмир Кулиев. Когда прежней веры больше нет
http://e-minbar.com/success-secrets/kogda-prezhnej-very-bolshe-net
3.Вангелия. Покаяние
http://www.inpearls.ru/comments/638190
Войти с помощью: