Доктор исламских наук – крайне редкое явление в России. В Чеченской Республике первым обладателем этой высокой ученой степени стал Асвад Хареханов.
Асвад Гаринович родился в 1976 году в селе Регита Ножай-Юртовского района ЧИАССР. Там же окончил среднюю школу. Учился у местных шейхов – Алима Абдулкаримова и Абу Бакра Сайдаева. В 1994 – 97 годах преподавал в Курчалоевском исламском институте. В 1998 году по направлению тогдашнего муфтия Чечни Ахмата Кадырова выехал на учебу в Египет, в университет Аль-Азхар. В настоящее время работает имамом главной мечети Гудермеса, является заместителем муфтия ЧР. В сентябре 2019 года защитил в Аль-Азхаре диссертацию на соискание степени доктора исламских наук.
Об особенностях своего пути к исламской науке чеченский богослов рассказал ИА IslamNews.
- Асвад хаджи, расскажите о своем пути к знаниям. Как вы стали первым в Чечне доктором исламских наук?
- Я учился в Египте, в университете Аль-Азхар. Там действует французская система получения ученых степеней. Для начала все прибывшие туда получают среднее образование по местным стандартам. Затем те, кто успешно сдал экзамены, поступают на лицензиат (это аналог бакалавриата). Лица, успешно преодолевшие этот уровень, поступают в аспирантуру, срок обучения в которой три-четыре года. Там они получают степень магистра.
- Сколько лет пришлось учиться, чтобы получить докторскую степень?
- В общем в Египте я провел 21 год: сначала 11 лет в университете, а затем в течение 9 лет, периодически приезжал в Египет, примерно месяц проводил там, затем на месяц возвращался домой, а затем снова ехал на учебу. У меня к тому моменту уже была семья, и надо было работать, чтобы ее обеспечивать. Из-за этого процесс написания и защиты диссертации затянулся.
Обучение в аспирантуре на степень магистра у меня заняло четыре года. После защиты магистерской диссертации я подал на рассмотрение специальной комиссии план-проект для написания докторской. Из предложенных мною нескольких тем приемная комиссия выбрала одну – «Личные воззрения шейха Шамсуддина аль-Бирмави в науке основ исламского права через призму его книги «аль-Фаваид ас-Саниййа». Процесс написания диссертации занял три года.
- Какие трудности ждут в Египте российского соискателя ученой степени?
- В первую очередь это незнание языка. Многие из тех, кто думали, что знают арабский язык, по приезду в Египет убеждались, что их знаний недостаточно для получения серьезного образования. К тому же в Египте научный руководитель только дает советы, что делать, и больше ничего, поэтому учащемуся все приходится делать самому. Докторская диссертация рассматривается, как вклад в науку, и ты сам должен досконально разобраться в теме. От соискателя ученой степени к тому же требуют, чтобы все было в соответствии с правилами литературного арабского языка. Нужно хорошо владеть стилистикой, в совершенстве знать грамматику, синтаксис, морфологию, основы риторики. Это главная проблема для иностранцев. Кроме этого, в Египте не поощряют стремление иностранцев получить степень доктора наук. Для этого нужно пройти несколько инстанций. Сначала – семинары, где соискатель ученой степени предлагает несколько тем для своей будущей диссертации Ученому Совету кафедры, состоящему из 12 человек. Если темы отклоняются, то на поиск новой темы, с исследованием которой согласится Ученый Совет, может уйти 3-4 года. После этого ее должен утвердить Совет факультета, а затем – Университетский Совет под руководством шейха Аль-Азхара. Обычно, если успешно пройти утверждение в первой инстанции, то тему утверждают и на более высоком уровне. Но даже после того, как тема согласована, нужно получить подтверждение из других университетов Египта на предмет того, что она никогда не изучалась у них.
- То есть Вы получили полноценный диплом Аль-Азхара, такой же, что выдается гражданам Египта?
- Да, это такой же диплом доктора наук, как и тот, который получают граждане Египта. Он полностью соответствует их юридическим нормативам. Во всем исламском мире признают подобный документ. Потом необходимо пройти процедуру так называемой легализации через наше посольство, чтобы его признали в России. Ранее, в Министерстве образования в Москве я уже подтвердил полученную в Египте степень магистра, и мне выдали сертификат, который позволяет продолжить обучение в вузе, или преподавать.
- К чему сейчас проявляется больше интереса у соискателей ученой степени: к классическому исламскому наследию или к взглядам модернистов?
- В Аль-Азхаре допускается изучение средневековых рукописей лишь в магистратуре. Соискателям докторской степени не разрешают использовать средневековые источники в качестве основного содержания для диссертации. Там считают, что претендующий на звание доктора должен внести свой вклад в развитие науки. Кстати, даже при исследовании древних рукописей в магистратуре требуется высказать свое мнение по изучаемому вопросу. Степень доктора – самая высшая ученая степень, и если человек претендует на нее, он должен доказать, что умеет мыслить по-современному. Нельзя взять сочинение средневекового автора, подредактировать на современный манер и назвать его своим. Ссылки на средневековые источники допускаются, но при этом отдается предпочтение изучению новых тенденций в общественной, экономической жизни, на проблемы, которые ставит современность. Но все ответы соискателя должны соответствовать канонам ислама.
- Много ли россиян претендуют на степень доктора исламских наук в Египте?
- В данный момент, по моей информации, в докторантуре никого из России нет. Однако мне известно, трое человек из России смогли получить степень доктора наук в Аль-Азхаре. Это два уроженца Дагестана и я – представитель Чечни. Больше никто степень доктора не получил. Сейчас в аспирантуре Аль-Азхара учатся ребята из Чечни и Дагестана. Может быть кто-то из них в будущем попытается защититься.
Информационное агенство IslamNews.Ru
Войти с помощью:
Ответить
Диплом Аль Азхара не стоит той бумаги на которой он напечатан