Правитель Золотой Орды Едигей - борец с «парадом суверенитетов» того времени

Представителям различных тюркских народов без сомнения знаком дастан (эпос) «Едигей». В нем рассказывается о борьбе за власть в Золотой Орде между различными ханами и темником Едигеем. 

Едигей был беклярбеком (управляющим государственной администрации Золотой Орды) из тюркизированного монгольского племени мангытов. Войдя в конфликт с ханом Золотой Орды Урусом, вынужден был бежать к Тамерлану и в течение нескольких лет служил ему. Оттуда вместе с Тимур-Кутлугом, сыном хана Синей Орды Тимур-Малика, он двинулся в пределы Золотой Орды, правитель которой, хан Тохтамыш, к тому времени был ослаблен поражениями, нанесенными ему Тамерланом. 

Тимур-Кутлуг сравнительно легко смог занять золотоордынский престол, а Едигей в 1399 году на реке Ворскле разбил Великого князя Литовского Витовта, который пытался помочь Тохтамышу восстановить свою власть. После этого он сосредоточил в своих руках всю полноту власти в Золотой Орде, последовательно устранил пытавшегося освободиться от его опеки Тумур-Кутлуга, а затем и его брата Шадибека. 

Едигей фактически правил Золотой Ордой, и его правление стало последним периодом стабильности в ней. Едигей даже смог подчинить себе часть территорий Маравеннахра после смерти Тамерлана. Он пытался сохранить территориальную целостность, борясь с сепаратизмом в различных регионах. 

С 1411 года борьба за власть в Золотой Орде ожесточилась после того, как в нее вступили сыновья Тохтамыша. Едигей бежал в Хорезм, а там ему пришлось обороняться от сына Тамерлана, но неудачно. Он вновь возвратился в Золотую Орду и продолжил борьбу с сыновьями Тохтамыша в ходе которой он и погиб. Такова историческая канва жизни Едигея. 

Однако, герой одноименного эпоса выглядит в нем как бесстрашный богатырь и великий правитель. Версия событий, изложенная в дастане, сильно расходится с действительной исторической канвой, но их изложение было не главной целью произведения. Дастан проникнут пафосом единства тюрков перед лицом угрозы развала державы. Едигей выступает в нем как носитель идеи централизации власти, жесткой государственности и борьбы с «парадом суверенитетов» региональных правителей. Ордынский правитель, как мог, боролся с амбициями знати, мечтавшей править единовластно каждый на своей территории.  Это роднит его с другим известным нам эпосом – «Словом о полку Игореве». 

«Смута настала в Идиль-стране. Гибли в междоусобной войне, Множества отцов и детей, Как предсказал муж Идегей, Темный день на землю пришел. Сотворенный Чингизом престол Стал престолом, где кровь лилась. Ханский дворец исчез из глаз. Край разоренный стал пустым. Отошли друг от друга тогда Аждаркан, Казань и Крым. Золотая распалась Орда», – повествует дастан. 

«Затихла борьба князей с погаными, ибо сказал брат брату: „Это мое, и то мое же“. И стали князья про малое „это великое“ молвить и сами себе беды ковать, а поганые со всех сторон приходили с победами на землю Русскую», – говорит безымянный автор «Слова о полку Игореве». 

Сегодня дастан «Едигей» считают основой национальной литературной традиции современные тюркские народы, говорящие на языках кипчакской группы, такие как татары, башкиры, ногайцы, казахи, киргизы, туркмены, каракалпаки. Все они имели общих предков – кипчаков или половцев. Это также служит еще одним подтверждением, что еще в конце 15-начале 16 веков в Золотой Орде тюрки делились не на отдельные народы, а на племена. 

Этногенез современных тюркских народов СНГ – это следующий этап, который протекал уже не в Золотой Орде, а на постордынском пространстве, которое образовалось после краха самого большого евразийского государства Средневековья.

Автор: Ильдар Мухаметжанов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика